Клипмейкер Алексей Дубровин прочел бесплатную лекцию «Музыкальное видео в современном медиапространстве» в рамках воронежского молодежного кинофестиваля «Новый горизонт» в субботу, 23 апреля. Режиссер, известный созданием музыкальных клипов для певцов Стаса Михайлова, Анжелики Варум, Анастасии Стоцкой и групп «Банд’Эрос», «Винтаж», Uma2rman, рассказал о гиперинфляции изображения и трансформации клипов. Корреспондент РИА «Воронеж» записала основные тезисы выступления Алексея Дубровина.

О современном музыкальном телевидении

Лет 10-15 назад было два музыкальных канала – MTV и «Муз-ТВ». Любой музыкант и музыкальный проект стремился попасть на эти каналы. Сейчас все становится очень дифференцированным. Теперь музыкальных каналов очень много. Более того, мы телевизор сейчас и не смотрим. Бывает, многие знают, что идет какой-то телевизионный проект, и все равно мы его смотрим в интернете. Это говорит о том, что само телевидение потеряло ту силу, которая у него была.

О музыке сейчас и раньше

Глобально мы живем во время гиперинфляции изображения и музыки. Если мы говорим про музыкальное видео, музыка всегда первична. Раньше музыка была чем-то элитарным. Люди, которые потребляли музыку, находились в неком предожидании, ждали выхода пластинок любимых исполнителей. Сейчас музыка превратилась в общий глобальный фон. Она перестала быть чем-то сакральным, чем-то уникальным. В данной ситуации мы потеряли главное – мы потеряли героя.

 
 

О героях

Что значит герой? Это человек, которого мы любим. Это некая творческая единица, которая несет за собой определенный набор смыслов. Это не просто голос. Прекрасный пример – Алла Пугачева, потому что это супер-герой. Она занимает все ниши от авторской песни до русского шансона. К таким супер-героям относится и Земфира. Она работает на очень широкую категорию, условно говоря, ее любят ПТУ и академия. Такие герои пропадают, и их нужно каким-то образом воссоздавать. Героя есть, за что любить, и есть, за что ненавидеть. Мы должны идентифицировать себя с героем, мы должны понимать, в какую игру он с нами играет. Изображение и музыка обесценились. Поэтому все нынешние герои они такие «калифы на час». Им постоянно нужно вырабатывать контент, чтобы просто мелькать перед глазами у людей. Если раньше артисту было достаточно сделать три-четыре художественных жеста, причем не какую-то песню, а альбом, то сегодня главное задача не качества, а мелькание перед глазами.


О восприятии музыки

Как сейчас молодое поколение слушает музыку: люди находят трек, кидают его в плей-лист, в котором и так уже тысяча треков. Потом они даже не помнят, что они кинули. Когда они прослушивают эту музыку, они не могут провести свою личную психологическую цепочку с персонажем, который за музыкой стоит. Музыка стала обезличена. Это серьезный фактор, который влияет на рынок музыкальной индустрии. Потому что становится непонятно, как все это продавать. К тому же упростились средства производства, мы можем, не будучи музыкантом, писать музыку на дому. То же касается кино, видеоклипов и любого видеоконтента.

О видеоблогерах

Это герои нового типа, они существуют в параллельном мире. Их главная задача – говорить вообще хоть о чем-то. Они могут говорить о чем угодно, и все равно это будет прокачивать людей. Они не зависят от средств массовой информации, они живут в совершенно самостоятельном мире. Они пользуются большой популярностью. Большие бренды обращают внимание на блогеров и снимают с ними рекламу. Они понимают, что это определенные ролевые модели, что эти люди аккумулируют вокруг себя огромнейшую аудиторию.

 
 

Об инструментах видеопродакшна

За последние 10 лет появилось огромное количество инструментов, которыми нужно уметь владеть. На сегодняшний день соцсети – это инструмент, тот же YouTube существует уже не как видеохостинг, а как популярная поисковая система. Под соцсетями я подразумеваю широкое поле, в том числе и интернет-сообщества. Соцсети отличаются от рекламы тем, что рекламирование идет среди целевой аудитории.

О тенденциях

Прямая реклама перестает работать вообще, люди ей не доверяют. Люди отказываются верить в то, что им навязывают. Сейчас пришла эпоха вирусного видео, кто серьезно этим займется, тот и выиграет на рынке. Это видео не требует продвижения. Но есть минус – вирусное видео очень трудно просчитать. Сейчас появляются агентства в мире и в России, которые пытаются делать вирусные видео продуманными. Это очень непросто, потому что заставить полюбить невозможно. Хотя существуют алгоритмы, по которым можно просчитать вирусное видео – оно обычно недлинное и носит юмористический характер.

Еще одна целая тенденция в мире – люди, которые покупают пластинки и ставят музыку в культ. Но интересно вот что: огромное количество людей, которые покупают пластинки сейчас, их не слушают. Они их покупают как некий фетиш, даже есть целые банды на Западе, которые покупают пластинки по картинке. А те люди, о которых я говорил в начале, составляют 0,005%.


О сериалах и кино

Сериалы в мире побеждают кино. Лучшие сценаристы, режиссеры и актеры ушли в сериалы. Сериал из второстепенного жанра превратился в первостепенный. Сегодня «Ирония судьбы» могла бы быть сериалом. Это экономически очень выгодно, потому что, если мы героя полюбили, мы не хотим с ним расставаться. Это тоже борьба за внимание зрителя сейчас – ты не один раз пошел в кинотеатр или посмотрел фильм по телевизору, а ты сидишь на этом целый год, как на игле.

О музыкальном видео

Мне не хватает во что-то вглядеться. Доказано, что молодой человек может воспринимать информацию на уровне четырех фреймов – это 1/6 секунды. Старшее поколение не может, им тяжело, у них мозг не справляется. Я устал от плотного монтажа. Я хочу увидеть человека, лицо, ребенка, женщину. Но увидеть! Мне не дают увидеть, мне не дают расслабиться. Мельтешение картинок создает нам определенный жизненный фон, мы с этим уходим от жизни.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».