Клипмейкер Алексей Дубровин прочел бесплатную лекцию «Музыкальное видео в современном медиапространстве» в рамках воронежского молодежного кинофестиваля «Новый горизонт» в субботу, 23 апреля. Режиссер, известный созданием музыкальных клипов для певцов Стаса Михайлова, Анжелики Варум, Анастасии Стоцкой и групп «Банд’Эрос», «Винтаж», Uma2rman, рассказал о гиперинфляции изображения и трансформации клипов. Корреспондент РИА «Воронеж» записала основные тезисы выступления Алексея Дубровина.
О современном музыкальном телевидении
Лет 10-15 назад было два музыкальных канала – MTV и «Муз-ТВ». Любой музыкант и музыкальный проект стремился попасть на эти каналы. Сейчас все становится очень дифференцированным. Теперь музыкальных каналов очень много. Более того, мы телевизор сейчас и не смотрим. Бывает, многие знают, что идет какой-то телевизионный проект, и все равно мы его смотрим в интернете. Это говорит о том, что само телевидение потеряло ту силу, которая у него была.
О музыке сейчас и раньше
Глобально мы живем во время гиперинфляции изображения и музыки. Если мы говорим про музыкальное видео, музыка всегда первична. Раньше музыка была чем-то элитарным. Люди, которые потребляли музыку, находились в неком предожидании, ждали выхода пластинок любимых исполнителей. Сейчас музыка превратилась в общий глобальный фон. Она перестала быть чем-то сакральным, чем-то уникальным. В данной ситуации мы потеряли главное – мы потеряли героя.
![](/upload/medialibrary/386/38601c517d4af58559af800480f13bb4.jpg)
О героях
Что значит герой? Это человек, которого мы любим. Это некая творческая единица, которая несет за собой определенный набор смыслов. Это не просто голос. Прекрасный пример – Алла Пугачева, потому что это супер-герой. Она занимает все ниши от авторской песни до русского шансона. К таким супер-героям относится и Земфира. Она работает на очень широкую категорию, условно говоря, ее любят ПТУ и академия. Такие герои пропадают, и их нужно каким-то образом воссоздавать. Героя есть, за что любить, и есть, за что ненавидеть. Мы должны идентифицировать себя с героем, мы должны понимать, в какую игру он с нами играет. Изображение и музыка обесценились. Поэтому все нынешние герои они такие «калифы на час». Им постоянно нужно вырабатывать контент, чтобы просто мелькать перед глазами у людей. Если раньше артисту было достаточно сделать три-четыре художественных жеста, причем не какую-то песню, а альбом, то сегодня главное задача не качества, а мелькание перед глазами.
![](/upload/medialibrary/128/12822e509467c205b0cafc29a3cdc2cb.jpg)
О восприятии музыки
Как сейчас молодое поколение слушает музыку: люди находят трек, кидают его в плей-лист, в котором и так уже тысяча треков. Потом они даже не помнят, что они кинули. Когда они прослушивают эту музыку, они не могут провести свою личную психологическую цепочку с персонажем, который за музыкой стоит. Музыка стала обезличена. Это серьезный фактор, который влияет на рынок музыкальной индустрии. Потому что становится непонятно, как все это продавать. К тому же упростились средства производства, мы можем, не будучи музыкантом, писать музыку на дому. То же касается кино, видеоклипов и любого видеоконтента.
О видеоблогерах
Это герои нового типа, они существуют в параллельном мире. Их главная задача – говорить вообще хоть о чем-то. Они могут говорить о чем угодно, и все равно это будет прокачивать людей. Они не зависят от средств массовой информации, они живут в совершенно самостоятельном мире. Они пользуются большой популярностью. Большие бренды обращают внимание на блогеров и снимают с ними рекламу. Они понимают, что это определенные ролевые модели, что эти люди аккумулируют вокруг себя огромнейшую аудиторию.
![](/upload/medialibrary/02b/02b8d7a55113c93ed628182f7857d908.jpg)
Об инструментах видеопродакшна
За последние 10 лет появилось огромное количество инструментов, которыми нужно уметь владеть. На сегодняшний день соцсети – это инструмент, тот же YouTube существует уже не как видеохостинг, а как популярная поисковая система. Под соцсетями я подразумеваю широкое поле, в том числе и интернет-сообщества. Соцсети отличаются от рекламы тем, что рекламирование идет среди целевой аудитории.
О тенденциях
Прямая реклама перестает работать вообще, люди ей не доверяют. Люди отказываются верить в то, что им навязывают. Сейчас пришла эпоха вирусного видео, кто серьезно этим займется, тот и выиграет на рынке. Это видео не требует продвижения. Но есть минус – вирусное видео очень трудно просчитать. Сейчас появляются агентства в мире и в России, которые пытаются делать вирусные видео продуманными. Это очень непросто, потому что заставить полюбить невозможно. Хотя существуют алгоритмы, по которым можно просчитать вирусное видео – оно обычно недлинное и носит юмористический характер.
Еще одна целая тенденция в мире – люди, которые покупают пластинки и ставят музыку в культ. Но интересно вот что: огромное количество людей, которые покупают пластинки сейчас, их не слушают. Они их покупают как некий фетиш, даже есть целые банды на Западе, которые покупают пластинки по картинке. А те люди, о которых я говорил в начале, составляют 0,005%.
![](/upload/medialibrary/b08/b08903814dedfad629c19c5ced4f7517.jpg)
О сериалах и кино
Сериалы в мире побеждают кино. Лучшие сценаристы, режиссеры и актеры ушли в сериалы. Сериал из второстепенного жанра превратился в первостепенный. Сегодня «Ирония судьбы» могла бы быть сериалом. Это экономически очень выгодно, потому что, если мы героя полюбили, мы не хотим с ним расставаться. Это тоже борьба за внимание зрителя сейчас – ты не один раз пошел в кинотеатр или посмотрел фильм по телевизору, а ты сидишь на этом целый год, как на игле.
О музыкальном видео
Мне не хватает во что-то вглядеться. Доказано, что молодой человек может воспринимать информацию на уровне четырех фреймов – это 1/6 секунды. Старшее поколение не может, им тяжело, у них мозг не справляется. Я устал от плотного монтажа. Я хочу увидеть человека, лицо, ребенка, женщину. Но увидеть! Мне не дают увидеть, мне не дают расслабиться. Мельтешение картинок создает нам определенный жизненный фон, мы с этим уходим от жизни.