19 Сентября 2019

четверг, 15:29

$

64.43

71.24

Классная драма. Воронежские школьники написали пьесы о наркоманах и феминизме

, Воронеж, текст — , фото — Михаил Кирьянов
  • 2195
Классная драма. Воронежские школьники написали пьесы о наркоманах и феминизме

Итогом проекта станет спектакль-альманах на сцене драмтеатра.

Проект «Классная драма» проходит в Воронеже в рамках международного детского театрального фестиваля «Шекспирия». С 14 мая ученики воронежских школ в течение недели занимались с профессиональными драматургами и писали собственные пьесы. Следующий этап проекта – постановка детских пьес профессиональными режиссерами и актерами. Спектакль-альманах покажут на сцене драмтеатра имени Кольцова в субботу, 26 мая. Корреспонденты РИА «Воронеж» побывали на читках школьных пьес и узнали, о чем пишут воронежские подростки, чему их научили драматурги и чего дети ждут от спектаклей по своим текстам.

«Пиши о том, что знаешь»

«Классная драма» – образовательно-театральный проект, придуманный в театре «Траверс» в Эдинбурге (Шотландия). Проект не привязан к конкретному городу или стране, но больше всего сторонников он нашел в России и Шотландии – в разные годы «Классная драма», или Class Act, проходила в Глазго, Эдинбурге, Тольятти, Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Тюмени, Казани и Сочи. В Воронеже «Классная драма» впервые прошла в 2013 году на театральном фестивале для детей «Большая перемена». Тогда участниками проекта стали десять «интересных троечников», которых хотели перевоспитать с помощью литературы.

– Периодически организаторы «Классной драмы» выбирают определенные социальные группы – например, только троечников или детей с каким-нибудь заболеванием, а в Шотландии проект проходил даже среди взрослых заключенных. Но в этом году в Воронеже решили применить классический подход: объявили прием заявок, обратились в школы и получили отклик от заинтересованных детей, – объяснила одна из драматургов-кураторов Кира Малинина.

В число участников проекта в 2018 году попали 20 подростков – ученики восьмого, девятого и десятого классов воронежских школ. Несмотря на то что учебный год еще не закончился, дети нашли время на занятия с драматургами. В команду кураторов «Классной драмы» вошли российские авторы Вячеслав Дурненков, Кира Малинина, Андрей Иванов и Анастасия Букреева. Литераторы по четыре часа в день в течение недели учили воронежских школьников азам написания пьес. В итоге подростки лично и в соавторстве друг с другом создали 14 произведений.

Главная особенность, которую всегда подчеркивают драматурги-кураторы «Классной драмы»: взрослые не должны вмешиваться в тематику произведения, которую выбрал ребенок. Неважно, придумывает школьник историю о своих сверстниках или киборгах в постапокалиптическом мире – главное, чтобы он говорил о том, что его волнует.

– Нам говорили: главное, пишите о том, что вы знаете, что вы действительно прочувствовали. А все остальное – ваш выбор. Хотя те идеи, с которыми мы пришли к драматургам, в процессе работы сильно видоизменились, – рассказала автор пьесы «Нерожденный. Быть или не быть» девятиклассница Вероника Пьяных.

По словам школьников, первые пару дней они изучали теорию: в игровой форме выполняли различные задания, проходили квесты, выполняли упражнения, обсуждали любимых литературных персонажей и их качества. Уже на третий день занятий ребята принесли драматургам идеи своих пьес, разделились на группы, каждую из которых возглавил свой наставник, и начали работать над текстами.

Спрятаться за темой

Итогом недельного интенсива стало рождение пьес о будущем победившего феминизма, нравственном выборе между карьерой и духовной жизнью, разводе родителей, усыновлении, спивающемся студенте, похищенном бизнесмене, пациентах психлечебницы, роботах и даже неудачливых наркодилерах.

– Конечно, в моей пьесе действие происходит после апокалипсиса, и главные герои в ней – люди, спасающиеся от киборгов. Но в ней есть такая идея: если для уничтожения какого-то врага, которого может и не быть, ты предаешь свою человечность, ты уже не человек. Просто все это приобрело такую форму, мы перенесли героев в фантастические декорации, но от этого сам смысл пьесы не стал далеким и непонятным, – рассказала восьмиклассница Екатерина Святохина.

Драматург Кира Малинина объяснила, что цель проекта – не помочь подросткам создать пьесы, которые точно станут успешными, а научить их в выгодном свете представлять собственные задумки, работать с материалом.

– Многие подростки приносят идеи пьес, которые явно черпают из кино и аниме. Но в этом нет ничего плохого. Иносказание – это способ говорить о чем-то таком, о чем напрямую говорить тяжело или больно. Взрослые люди могут превозмогать это, а детям легче спрятаться в фантазийном мире, и, например, конфликт с отцом спрятать за конфликт девочки-робота с правителем Вселенной, – сказала Кира Малинина.

Все подростки отметили, что во время работы над текстами пьесы начинали «жить своей жизнью». Ни у одного молодого драматурга не получилось сохранить идею в первозданном виде – в результате упражнений, подсказок кураторов и обсуждений все тексты сильно изменились.

– Одно из главных правил, которое мы усвоили, звучало так: сделай хуже. Не нужно жалеть, холить и лелеять своих героев, так зрителям будет неинтересно смотреть. У нас даже было упражнение, в котором мы придумывали ситуацию и должны были делать ее герою хуже и хуже, доводить драму до предела, создавать конфликты. Поначалу этот процесс шел нелегко, кому же захочется убивать своих персонажей, которых придумал с такой любовью. Но в процессе мы поняли, что для пьесы так действительно лучше, – рассказала десятиклассница Амелия Ибрагимова.

«У меня свое видение»

Второй этап проекта стартовал в понедельник, 21 мая. На итоговых читках пьес подростков побывали худрук театра драмы Владимир Петров, режиссер драмтеатра Никита Рак, руководитель творческого центра «Театр Неформат» Антон Тимофеев и режиссер, мастер курса Воронежского государственного института искусств (ВГИИ) Руслан Маликов. Режиссеры выбрали по три-четыре пьесы, которые за неделю должны будут превратить в эскизные спектакли. Актерами в постановках по школьным произведениям станут артисты театра драмы и «Театра Неформат» и студенты театрального факультета ВГИИ.

Сами школьники – авторы пьес будут ходить на репетиции, чтобы наблюдать за тем, как их замысел воплощается на сцене.

– Я и раньше пробовала что-то писать – и стихи, и прозу, делала сценарии для школьных миниатюр. Но, конечно, написание пьесы, которая потом оживет на настоящей театральной сцене, – это совсем другой уровень. Я планирую посещать все репетиции, потому что у меня уже есть свое видение спектакля, и мне бы хотелось, чтобы режиссер сделал постановку похожей на мое представление, – рассказала София Бородина, один из авторов пьесы о пациентах психбольницы.

Итогом проекта станет спектакль-альманах, который покажут единственный раз на сцене Театра драмы имени Кольцова в 18:00 субботы, 26 мая. Альманах объединит 14 эскизных спектаклей длительностью 15-20 минут каждый. Билеты можно забронировать по телефону 271 80 00. Цена – 300 рублей. 14+

×

Добавить издание «РИА "Воронеж"» в ваши источники?

Новости из таких источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других

Добавить

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Больше интересного в вашей ленте
Читайте РИА Воронеж в Дзене

Главное на сайте

Сообщить об ошибке
Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: