Новый этап росписи Благовещенского собора стартовал в Воронеже в декабре. Над благоукрашением главного храма региона трудятся 15 мастеров из Палеха – села с четырехсотлетней иконописной традицией. Руководят проектом художники-иконописцы Андрей Ополовников и Дмитрий Усачев. Их команде предстоит вручную расписать 6,5 тыс. кв. метров. Руководитель группы художников Андрей Ополовников рассказал корреспонденту РИА «Воронеж», как делается роспись, кто выбирает цвета и сюжеты, почему художник рисует не совсем то, что видят прихожане и почему иконописцам не положен восьмичасовой рабочий день.

– Кто расписывает воронежский собор?

– Над росписью собора работают 15 мастеров из села Палех Ивановской области. Это село с давними иконописными традициями – иконопись там начала развиваться с XVII века, а в XVIII-XIX веке пережила настоящий расцвет. В селе располагались мастерские, которые занимались иконописью и росписью храмов, например, Грановитую палату московского Кремля расписывали именно художники-палешане. Когда случилась революция, все это закончилось, но творческие люди, видимо, не могли переключиться на другую работу, не видели себя вне искусства и продолжали заниматься им, только в другой форме. Палешане обратили внимание на лаковую миниатюру, взяв за основу Федоскинские миниатюры, и попытались сделать их в своем стиле. Этот промысел стал успешным, и буквально до недавнего времени Палех был центром лаковой миниатюры, по сути, было создано новое искусство – применены иконописные каноны в жанровой живописи. Это и спасло иконопись в Палехе.

В художественном училище в Палехе мы обучались на образцах – нужно было взять в фонде и скопировать изображение, например, «Сидящий молодой человек». А этот сидящий молодой человек на самом деле был ангелом с рублевской иконы «Троица», то есть мы все равно изучали иконописные традиции. Таким образом они прошли через советские годы, и когда иконопись в стране стала возрождаться, то палешане достаточно быстро включились в этот процесс.

– Что будет изображено на стенах собора? В каком стиле выполняется роспись?

– Здесь мы основываемся на традиционном каноне греческой и древнерусской живописи. Художник-иконописец ограничен каноном и его рамками, но свободен в выборе композиции. Мы начали работу с декабря прошлого года, расписали купол и барабан, сейчас ведем работу в алтаре. Для купола выбрали деисусный сюжет, когда апостолы предстоят Спасителю и Богородице с Иоанном Предтечей, сзади ангелы, все это изображено на золотом фоне с облаками. Это традиционное каноническое изображение для православных храмов – в центре купола должна быть какая-то знаковая композиция.

– Кто определяет сюжеты росписи?

– Все согласовывается с настоятелем храма. У нас есть задача – изобразить композицию. Мы начинаем смотреть примеры: сейчас с интернетом это стало проще, по каждому празднику дошли до наших дней греческие изображения, где-то берем за основу, где-то поправляем. Подготавливаем таким образом эскизы, потом согласовываем их.

– Какая символика у воронежской росписи?

– Храм богородичный - и здесь много сюжетов, посвященных Богородице. Работа над эскизами центральной части пока только ведется. Могу сказать только, что на столбах будут изображены святые и мученики. Архитектура храма тоже влияет на стиль росписи. Благовещенский собор построен в традиционном русско-византийском стиле, и здесь именно византийская роспись подходит как никакая другая. На территории Византии иконопись развивалась примерно с 300 до 140 года, поэтому, конечно, авторитет византийской живописи очень велик. Русская традиция унаследовала черты византийской и явила великих мастеров. Греческих мастеров мы знаем меньше, но даже от неизвестных осталось большое наследие. И мы с удовольствием пользуемся их примерами.

– В чем сложность росписи в пространстве храма?

– По сравнению со станковой живописью в иконописи свое построение композиции, свои цвета – они должны быть яркими, но не дикими, гармоничными, и при этом читаться издалека. Фигуры часто описываются по контуру, чтобы для молящегося изображение было предельно ясным. По композиции разница в том, что глубина композиционного пространства у нас меньше. Но изображение не плоское, это ошибочное представление – в иконах есть глубина, но она ограничена. А чем меньше глубина пространства, тем изображаемое должно быть выразительнее.


– Когда мы начинали работу над росписью, нам все пришлось организовывать самостоятельно – нигде до сих пор такого не делалось. Это третий по величине храм России, поэтому таких примеров просто нет, не у кого было спросить. В действующем храме идут службы, поэтому работа художников одновременно трудоемкая и необычная. Вышина храма до купола – 55 м, поэтому нам надо было умудриться собрать леса, чтобы и службы шли, и прихожанам было удобно, и художникам безопасно. От маленького барабанчика до лесов 20-25 м. Под нами – конференц-зал, и есть определенные ограничения по нагрузкам, которые могут выдержать плиты – обычные леса очень тяжелые. Поэтому мы сделали нереальное, то, чего раньше не делали. Внутри лесов варились капсулы, чтобы леса не мешали службам. Нужно было учесть много факторов: и нагрузку на плиты, и особую высоту при сравнительно небольшом диаметре (14 метров). Я читал литературу, консультировался у строителей, проектировщиков, рассчитывал нагрузки. Мне показали несколько московских объектов, где были примерны такие леса, но они использовались при строительстве мостов и горнолыжных горок. Теперь кажется, что тут ничего особенного – получилось, и это главное, а когда начинали делать, то думали, что это нереально,
Сергей Карнишин, куратор проекта.

– Когда вы работаете над росписью?

– Каждый день с 8 утра до 9 вечера. Художники не воронежские, и нам нужно поскорее закончить, чтобы леса долго не стояли. Но у нас уже достаточно давно такой график, мы работаем так с 1999 года, нам это привычно. Мы живем на территории прихода, при приходе гостиница для паломников. Это очень упрощает логистику, не надо ехать, не надо где-то готовить каждый день, все удобно, только трудись. Все 15 художников заняты росписью, но у нас принято разделение труда: одни рисуют лики, другие руки, есть те, кто пишет фигуры, пейзажи, архитектуру, золотит, делает орнаменты. Мы с Дмитрием Усачевым руководим группой художников, готовим эскизы.

– Какие материалы используются в работе?

– С самых древних времен люди посвящали Богу самое лучшее, поэтому в храме всегда используются самые дорогие материалы, например, золото, самые качественные краски. Мы используем высококачественные финские акриловые краски, колеруем их в воронежской студии. Акриловые краски позволяют стене «дышать». В конце XIX – начале XX века была практика расписывать храмы маслом, но она оказалась пагубной для храмов: на стене под слоем такой краски образуется точка росы, и здание начинает разрушаться изнутри. А акрил позволяет выводить лишнюю влагу, не портя живопись.

– Как много можно успеть за неделю работы?

– Это все очень индивидуально, нет такого, что тут сложно, а тут легко. Например, купол был записан за три месяца. В куполе очень сложно работать, потому что свод искривленный: изнутри картинка воспринимается иначе, чем с пола, надо учитывать перспективу. Когда мы писали Благовещение в алтаре, один человек постоянно стоял в притворе, смотрел оттуда, звонил нам, и мы постоянно что-то поправляли: правее, левее - и так переделывали все несколько раз. Особенно пришлось потрудиться с орнаментальной аркой в алтаре – она видна из храма и повторяет арку иконостаса, получается такой портал, который уводит взгляд к композиции Благовещения. Вообще большое достижение для художников, когда само изображение ясное и читаемое. Мы постоянно совещаемся и делаем поправки, чтобы в тоне все воспринималось хорошо.

– Сразу после Пасхи мы начали роспись в алтаре, сейчас она продолжается и будет продолжаться после Рождества. У нас задача – сделать хорошо, а не успеть к каким-то конкретным памятным датам. Если поспешить, то такой объем можно сделать и за два года, но наша задача – сделать хорошо,
Андрей Ополовников, художник-иконописец.

Контекст

Строительство Благовещенского собора, длившееся более десяти лет, завершилось в 2013 году. Тогда же началась роспись храма. Презентация будущих работ в главном храме области прошла 30 мая. Художникам предстоит расписать 6,5 тыс. кв. м стен и сводов храма. Уже завершились работы на первой тысяче квадратных метров – самая трудная часть росписи. На купол и барабан нанесены изображения и 7 кг позолоты. После алтаря мастера будут постепенно двигаться от стены к стене. Закончить все работы планируется к концу 2015 года

Ориентировочная стоимость росписи собора – 157 млн рублей. Уже оплачены работы на 21, 6 млн рублей. Всего с 1 января 2013 года на роспись собора от юридических и физических лиц поступило около 7 млн рублей.

Средства на роспись собирает Благотворительный фонд святителя Митрофания. В течение десяти лет эта организация помогала финансировать строительство Благовещенского кафедрального собора.

Реквизиты фонда:

Юридический адрес: 394000, г. Воронеж, пл. Ленина, д.1

ИНН 3664054545

КПП 366401001

р/счет 40703810413000000086

Центрально-Черноземный банк Сбербанка России

БИК 042007681

к/счет 30101810600000000681

Назначение платежа: на роспись Благовещенского кафедрального собора города Воронежа.

Чтобы сделать СМС-пожертвование, нужно отправить на номер 7522 слово «икона» (или icon) и указать сумму пожертвования через пробел.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».