Правительство России и Минтранс внесли коррективы в процедуру прохождения автомобилями технического осмотра. Ужесточен целый ряд требований, и их число увеличилось почти на треть – с 68 до 85-90. Новые правила вступили в силу в четверг, 22 февраля.
В чем именно заключаются нововведения и изменится ли что-то на практике – в материале РИА «Воронеж».
Что такое техосмотр?
Технический осмотр (ТО) транспортных средств – условная процедура, по результатам которой автомобилист получает диагностическую карту, необходимую при оформлении ОСАГО. Прохождение ТО стало обязательным с 1 января 2012 года.
Услуги по выдаче диагностических карт предоставляют автосервисы и страховые службы. В Воронеже и области карты нередко выдавались без реального осмотра автомобиля. Из-за этого целесообразность ТО на протяжении пяти лет подвергалась жесткой критике.
– Когда в 2012 году процедуру техосмотра передали в введение Российского союза автостраховщиков (РСА), это стало чисто коммерческой процедурой. При этом в самом РСА признают, что около 80% автомобилистов в действительности техосмотр не проходят. На каждом углу есть объявления о продаже ТО за 500 рублей, и это чаще всего не вызывает никакого противодействия ни со стороны полиции, ни стороны самого РСА. То есть всех все устраивает, – считает председатель реготделения «Комитета по защите прав автомобилистов» Николай Киселев.
Что отличает новую версию закона?
При техосмотре к машине будут предъявлять более жесткие требования, чем прежде. Например, новая версия закона запрещает загрязнения на рассеивателях внешних световых приборов и установку на них бесцветных или окрашенных оптических деталей – передних и задних фонарей, противотуманных фар.
Одним из самых заметных нововведений стало обязательное отсутствие подтекания рабочей жидкости в гидросистеме усилителя руля. Если у автомобиля шипованные шины, их должно быть непременно четыре. Кроме знака аварийной остановки, будут досматривать аптечки. Хотя по данным нескольких воронежских станций технического осмотра, аптечку проверяли и до корректировок.
Еще один пункт новых правил обяжет автомобилистов иметь полностью исправную систему очистки стекол. Ранее авто получало диагностическую карту, даже если были исправны только один дворник и одна форсунка омывателя стекол.
Помимо этого, ТС не сможет пройти техосмотр, если у него будут нерегламентированные изменения в конструкции, то есть тюнинг, не имеющий задокументированного подтверждения (за такие нарушения сотрудники ГИБДД штрафуют уже несколько лет).
Процедуру техосмотра в обязательном порядке начнут фиксировать на видео с последующей загрузкой этой съемки в централизованную базу Единой автоматизированной информационной системы техосмотра (ЕАИСТО).
– На сертифицированные центры ТО эти нововведения не повлияют. На нашей станции техосмотра, как и на остальных работающих по лицензии точках, вся необходимая техника (камеры видеофиксации) и возможность регистрировать результаты техосмотра в ЕАИСТО имеются еще с 2012 года, – рассказал работник одной из станций техосмотра на Ленинском проспекте Владимир.
Если раньше на станции техосмотра автомобилисту могли выдать распечатанный талон о прохождении ТО, то теперь диагностические карты будут составляться только в электронном виде и заверяться электронной подписью.
Для маршрутных автобусов и грузовиков уменьшилось время прохождения ТО. Однако, по словам Николая Киселева, техосмотр таких категорий ТС не нужен вообще:
– За техническое состояние коммерческого транспорта, маршрутных такси отвечают ответственные инженеры-механики, которые должны регулярно проводить проверки и выдавать путевые листы с полной информацией о конкретном транспортном средстве. А когда ГИБДД устраивает рейды на дорогах по техническому состоянию такого транспорта, то чаще всего они выявляют лишь формальные нарушения – грязные номера или сколотые стекла световых элементов.
Чем грозит нарушение новых правил ТО?
Эксперту, который допустил нарушение при прохождении техосмотра, может грозить штраф в размере до 10 тыс. рублей. Более того, согласно новой редакции закона, умышленная передача недостоверных данных может повлечь уголовную ответственность. Максимальное наказание – от 2 до 4 лет лишения свободы.
По мнению Николая Киселева, на практике наказывать никого не будут:
– За пять лет, что действует обязательная процедура ТО, еще ни один оператор не понес ответственности. Что вполне логично, ведь автомобиль – это техника. Допустим, вы приехали на станцию техосмотра, вас проверили, все оказалось исправно. И в талоне это четко зафиксировано. А через месяц вы на дороге случайно повредили, например, шланг подачи тормозной жидкости и попали в ДТП. За это будет нести ответственность водитель. И спрашивается, за что автовладелец платил на станции техосмотра?
Могут ли из-за таких сложностей поднять цену ТО?
Эксперты не берутся прогнозировать, станет ли техосмотр машины дороже из-за нововведений.
– Мы повышать стоимость услуг пока не собираемся. Будем ориентироваться на средние цены по городу, – рассказал сотрудник станции техосмотра на Ленинском проспекте Владимир.
Дадут ли что-то поправки?
Несмотря на вступление поправок в силу, говорить о коренных изменениях в системе техосмотра рано. Не все игроки рынка даже в курсе нововведений. Журналист РИА «Воронеж» обратился в несколько фирм, выдающих диагностические карты дистанционно, без фактического осмотра машины. И лишь в одной компании удалось получить ответ:
– О новом законе нам ничего неизвестно. Мы работаем вполне легально. Чтобы получить у нас диагностическую карту, вам необходимо заполнить заявку онлайн, и, если все данные будут верны, в течение 15 минут мы вышлем готовую карту вам и параллельно загрузим ее в базу ЕАИСТО.
Водитель с 12-летним стажем Александр С. не верит в изменения для рядовых водителей:
– Все равно найдутся те, кто будет проходить ТО формально, без потери времени. Я регулярно прохожу техосмотр по-настоящему, потому что мне важно знать состояние своего авто. Но многие водители так и будут пытаться обойти систему: раз машина едет, незачем под нее лезть.
А вот имеющий 11 лет водительского стажа воронежец Алексей К. уверен, что новая практика позволит автовладельцам быть внимательнее к своему имуществу:
– Мне кажется, новые правила хороши в первую очередь для нерадивых автолюбителей. Польза в законе есть, поскольку водители теперь будут лучше знать состояние своей машины. Часто проблему просто не видишь, хотя ездишь с ней достаточно долго, а вот на станции ТО тебе и расскажут о твоих проблемах. Ведь на дороге иногда мелочи могут спасти жизнь.
– С начала 1980-х годов официальная статистика показывает, что процедура техосмотра не оказывает реального влияния на безопасность движения. Судите сами, за 2017 год в Воронежской области зафиксировано более 3 тыс. ДТП, из которых по причине неисправности транспортного средства случилось всего лишь 40. То есть процент таких ДТП в регионе, да и по всей стране, мизерный. Зато по причине неудовлетворительного состояния дорожных условий происходит каждое второе ДТП.Николай Киселев
председатель реготделения «Комитета по защите прав автомобилистов»