Жительница села Орлово Новоусманского района Воронежской области Валентина Анисимова вырастила десять детей, в 1980 году ей вручили орден «Мать-героиня» с удостоверением, подписанным генсеком Леонидом Брежневым. Но в старости женщина оказалась в барачной квартире, не пригодной для жизни. Чтобы обогреться, бабушка носит дрова на второй этаж. Как вышло, что в 83 года мать-героиня спит на полу, попыталась понять корреспондент РИА «Воронеж».
Прошлое
В детстве Валентина Анисимова пережила оккупацию и голод:
– Когда нашу деревню Сергеевка в Белгородской области заняли фашисты, мне было пять лет. Мама прятала нас в погребе – было очень страшно. А после войны, в 1946 году, мы, как и все, голодали. Ели липу.
После замужества она поселилась со своей семьей в маленьком, сыром домике на въезде в Новую Усмань. Возможности улучшить условия не было, зато мужу предложили жилье и работу в Амурской области.
Северный климат не подошел детям, которых к тому времени было уже десять:
– В Амурской области мы прожили всего пять лет, а потом переехали по программе переселения в село Орлово в эту двухкомнатную квартиру в двухэтажном бараке.
Один ребенок Валентины умер в младенчестве. Муж работал, но часто выпивал. Чтобы пополнить семейный бюджет, женщина пасла коров и выращивала овощи.
Одна из дочерей Валентины в 1975 году родила дочь Наташу и оставила ее в двухмесячном возрасте на попечение бабушки. Наталья – инвалид с детства, у нее II группа.
Трое сыновей Валентины умерли, кто-то просто перестал общаться с матерью и даже не сообщил, где живет. В 2018 году пенсионерка овдовела.
Настоящее
Наталья до сих пор с бабой Валей, которую называет мамой. Боли в спине не позволяют 44-летней внучке работать, и она живет на небольшую пенсию по инвалидности.
– Мы с Наташей обитаем в этой маленькой комнате, – показывает бабушка Валя. – Приходится спать на полу, когда здесь ночует моя дочь Татьяна с двумя сыновьями. Они скитаются по квартирам, но, если не хватает денег на съем, приезжают к нам.
В соседней комнатке постоянно живут трое сыновей Валентины Анисимовой. Мужчинам уже за 40, они не работают, ведут аморальный образ жизни и не дают покоя близким.
Если комната Валентины и Натальи хоть как-то пригодна для обитания, то каморку сыновей-алкоголиков жильем назвать сложно. На полу постелены доски и тряпки, на которых мужчины спят. Матери часто приходится вызывать полицию, чтобы успокоить дебоширов. Несколько раз они забывали потушить сигарету, так что приходится быть начеку, особенно ночью.
– Сыновья давно не работают. Подработают где-то – и давай снова пить. Или у меня трясут последние копейки. А где мне их взять? У нас долг в магазине уже 15 тыс. – хорошо, хоть записывают, а мы потихоньку отдаем. Но долг все равно растет, как и долг по капремонту, – всхлипывает мать.
Квартира, в которой живет семейство, в плачевном состоянии. Вода в трубах зимой перемерзает, и ее приходится отключать. Жильцы всю зиму носят воду из соседних домов, поднимаясь по деревянной шаткой лестнице на второй этаж. Потолок в подъезде регулярно осыпается, обнажилась почти вся деревянная дранка.
– Весной, когда я зашла в подъезд, большой кусок штукатурки упал прямо передо мной. Еле успела отскочить. Повезло, отделалась испугом, – рассказала Наталья.
Всего в двухэтажном доме восемь квартир, две из них пустуют. Газа в бараке нет, так что все квартиры с печами, но трубы для отопления подтекают. Для приготовления пищи используют газ в баллонах. У Анисимовых денег на дрова и уголь нет – по соседям набирают немного щепок. Туалет на улице, и спускаться туда старушке все труднее.
– Семья неоднократно обращалась к нам с просьбой поставить их на очередь на улучшение жилищных условий. Но мы были вынуждены им отказать, так как сыновья Валентины Анисимовой нигде не работают и не смогли предоставить справки о доходах. Но мы поставили на очередь на жилье по социальному найму ее внучку Наталью, инвалида детства по заключению комиссии. По возможности помогаем Валентине Парфирьевне, регулярно привозим дрова.Владимир Песков,
глава Орловского сельского поселения
Жилье приватизировано на всех членов семьи, кроме Натальи. Валентина Анисимова опасается, что когда она умрет, то ее любимую внучку выгонят из дома.
– Мы предлагали оформить пенсионерку в дом престарелых и инвалидов, чтобы она могла там жить в тепле и с удобствами, но она отказалась бросать свою внучку. Мы помогли оформить документы, чтобы Наталью Анисимову поставили на очередь на жилье на основе социального найма.Яна Предущенко,
начальник отдела комплексной помощи управления социальной защиты населения Новоусманского района
Мечты
В августе 2019 года квартиру Анисимовых осматривала комиссия из управления соцзащиты и администрации района. Она заключила, что квартира требует капитального ремонта, а жилищные условия – неудовлетворительные. Весной Наталью как малоимущую поставили на очередь на жилье по соцнайму. Очередь почти не движется – муниципальное жилье не строят.
Мать-героиня не раз обращалась за помощью. Даже съемочная группа телевидения приезжала. А политик Владимир Жириновский утешал в ответных письмах. Глава сельского поселения часто заходит – то дров подкинет, то еще чем поможет. Но поскольку квартиры в доме приватизированы, они не стоят на балансе в сельском поселении.
Бабушка мечтает переехать вместе с внучкой в другое жилье – квартиру или домик.
– Дорогие мои, помогните нам, – со слезами просит Валентина Анисимова. – Может, у кого есть маленький пустой домик? Или так кто поможет... Дрова нужны, дверь входную разбили пьяные дебоширы. Холодно и идти некуда.
Если вы хотите помочь Валентине и Наталье Анисимовым деньгами, переведите любую сумму на номер банковской карты 2202202474973553 (Сбербанк, Валентина Парфирьевна А.). Чтобы оказать неденежную помощь, позвоните Наталье по телефону 8 900 951 21 65.