«Факел» должен вернуть игру образца первой части сезона, признал хавбек воронежцев Виктор Свежов. В интервью корреспонденту РИА «Воронеж» футболист вспомнил матч с «Динамо» против «Селтика», поделился впечатлением от игры с Александром Глебом и работы под началом Александра Бородюка.

«Нет контроля мяча и агрессии впереди»

– Куда делась та волшебная игра, которую «Факел» показывал осенью?

– Мы показывали очень симпатичный для первой лиги футбол. Не «Барселона», конечно, но это было круто. Я бы даже сказал, что мы действовали немного безбашенно. Играли почти без обороны, все бежали вперед, у нас все получалось. Недаром мы в каждой встрече пусть по одному мячу, но все же пропускали – но и сами забивали три-четыре. Практически все моменты, что у нас были, мы реализовывали. Зимой мы лишились двух отличных игроков, но не должно быть такого, что без них совсем другой футбол. Мы потеряли игровой ритм, наверное.

– Тем более что на последнем сборе была всего лишь одна двусторонка и больше никаких спаррингов.

– Возможно. И сейчас мы все еще втягиваемся в сезон. Где-то повлияло и качество полей – против «СКА-Энергии» мы играли на снегу, это было очень тяжело. Но скидывать все на поля, перелеты и прочие мелочи не буду. Нет такого сочетания контроля мяча и агрессии впереди. Еще мне кажется, что соперники изучили нашу игру. Все играют против нас строго от обороны.

– Эта игра «Факела» вернется в нынешнем сезоне?

– Очень хотелось бы. Тем более что «Балтику» мы обыграли, и груз должен упасть с наших плеч.

– Можно сказать, что та игра – одна из лучших, что когда-либо демонстрировали твои команды?

– Да, я получал от нее огромное удовольствие. Мы показывали содержательный футбол. Приятно вести игру, чувствовать, что ты постоянно создаешь голевые моменты, а команда много забивает. Хочется вернуть этот праздник, когда на каждый матч ходит больше десяти тысяч болельщиков. Еще приятно вспомнить тот футбол, в который играла «Сибирь» под руководством Андрея Гордеева. Было очень интересно в игре воплощать в жизнь те задумки, которые у него были. Та игра была очень симпатичной.

 

 
Фото — Роман Демьяненко

 

«“Динамо” не хватает опытных игроков»

– Ты попал в московское «Динамо» совсем ребенком?

– Я переехал из военного городка в Красногорск. Год я играл в местной команде, потом пришел на просмотр в «Динамо». Тренером там был Юрий Кузнецов, легенда клуба. После него моим наставником был Алексей Пискунов. Он многому меня научил, я очень благодарен ему за это. И я до сих пор чувствую себя динамовцем.

– Ты дебютировал в Премьер-лиге в 18 лет.

– Да, 24 мая 2009 года. Хорошо помню это. А к тренировкам с основным составом меня подпускали с 16 лет. Андрей Кобелев здорово умеет работать с молодежью.

– У «Динамо» тогда была интересная команда – братья Комбаровы, Колодин, Кержаков. Кто больше всего поражал тогда?

– Дима Хохлов. Игрок с богатым опытом, комфортно чувствовал себя на поле. Все делает правильно, не торопясь. С таким приятно играть: и передачу отдаст, и подстрахует, и подскажет. Недаром он в сборной поиграл, в Испании. Кержаков был лидером команды, он очень не любит проигрывать. Он отдает себя на поле без остатка. У Колодина была приличная «колотушка», сумасшедший удар. Жаль, травмы помешали ему отыграть на высоком уровне дольше.

– Сейчас в «Динамо» схожая ситуация – много молодых футболистов. Почему команда находится внизу турнирной таблицы?

– Не соглашусь, ситуация сейчас немного другая. Тогда в каждой линии у нас был опытный игрок. В атаке Кержаков, в середине поля Хохлов, в защите Колодин, Леандро Фернандес, в воротах Габулов. И молодые были уже с опытом игры в Премьер-лиге. И Гранат, и Комбаровы, и Кокорин с Шуниным проводили не первый год в элитном дивизионе. Сейчас таких опытных людей не хватает «Динамо». Плюс нет стабильности в руководстве клуба. Буквально каждые пару сезонов приходит новый президент, новый генеральный директор. Думаю, когда появится стабильность, появятся и результаты.

– За «Динамо» ты сыграл в квалификационном раунде Лиги Чемпионов против «Селтика». Каково было выйти на поле стадиона в Глазго, который считается одним из самых «громких» в мире и всегда переполнен?

– Когда я сыграл за «Динамо» против «Зенита», на стадионе было где-то 15 тысяч зрителей. Я думал, что ничего круче этого быть не может. А в Шотландии, выйдя на предматчевую разминку, я услышал пение 60 тысяч. Это было что-то – у меня даже немного задрожали коленки. Но со стартовым свистком волнение исчезло. А когда мы забили в самом начале встречи, стадион замолк минут на пять. Было очень приятно. После финального свистка мы даже не могли праздновать победу – просто не осталось сил.

 

 
Фото — Андрей Архипов (из архива)

 

– Кокорин выделялся еще в детстве?

– Я играл против него, когда он еще выступал за школу «Локомотива». Он был очень заметен, много забивал. Он и Алан Гатагов выглядели очень сильно.

– В «Динамо» ты перестал играть за «основу», когда Кобелева сменил Миодраг Божович. Ходят легенды о его способности постоянно шутить и поддерживать веселую атмосферу в команде.

– Да, он любит подкалывать игроков, в любой момент может развеселить. Но при нем я не играл, он не видел меня в команде. И я ушел в аренду в «Томь», которую тренировал Валерий Непомнящий.

– В Томске ты играл с Артемом Дзюбой.

– Да, он был душой компании. Постоянно стебался над партнерами, юморил. Сейчас я смотрю его интервью и вижу, что человек не изменился, такой же веселый. А в «Томи» тогда была хорошая команда, много опытных ребят. Но я там получил травму и совсем не играл. А когда вернулся в «Динамо», наставником там был уже Сергей Силкин. И я надеялся, что у меня будет шанс – Силкин тренировал меня в дубле, знал, на что я способен. Но я не получил никакой возможности доказать свою нужность команде. И когда поступило предложение отправиться в «Луч-Энергию», я перешел в клуб из Владивостока.

– Каково играть в команде, которая в самолетах проводит едва ли не больше времени, чем на тренировочной базе?

– Поначалу это было в диковинку. Отыграл гостевой матч, прилетаешь во Владивосток, разница во времени семь часов. Адаптируешься, играешь домашнюю встречу. А дней через пять – новый матч. Но ничего, со временем привыкаешь.

– Нужен ли российскому футболу лимит на легионеров?

– Сложный вопрос. С одной стороны, то, что молодые россияне получают шанс выйти на поле, – благо. С другой стороны, я всегда был сторонником свободной конкуренции. Играть должен тот, кто реально сильнее. Когда выступал за «Динамо», я честно выиграл конкуренцию за право выходить на поле и не чувствовал, что кто-то смотрит мне в паспорт.

 

 
Фото — Андрей Архипов (из архива)

 

«Пример Коробова доказывает, что все возможно»

– Как тебе игралось в «Торпедо»? Не было ли странным, что команда с такой историей, а ходят на ее матчи от силы пара тысяч болельщиков?

– Мы тогда играли в Раменском, поэтому неудивительно, что посещаемость была невысокой. Далековато ездить из Москвы. И конфликты фанатов с руководством клуба тоже на нас не влияли. Мы слышали речевки про Александра Тукманова, но не обращали на них внимания.

– В «Торпедо» ты работал с Александром Бородюком. Он действительно хорош как тренер? После работы в сборной России он поработал главным тренером только с автозаводцами.

– Он отличный психолог. Он находит контакт с футболистами, они верят ему, бьются за него в каждом матче. И он многое делает для игроков – пробивает у руководства хорошие условия для проживания, например. Да и по тренировочному процессу видно, что он поработал с Гусом Хиддинком и Диком Адвокатом, это хорошая школа. Да и то, что Бородюк сам был отличным футболистом, тоже видно.

– От выступлений за самарские «Крылья Советов» остались только приятные воспоминания?

– Я шел туда к Кобелеву, он лично звал меня. И при нем я все время играл в стартовом составе. А когда он ушел в отставку, клуб возглавил Гаджи Гаджиев, и я сел на лавку. Но вспомнить Самару приятно, там был отличный коллектив, хорошие игроки, но среди всех выделялся Александр Глеб. Чувствовалось, что он выступал за «Арсенал» и «Барселону». Казалось, он тренируется и играет, не особо напрягаясь. Он поражал техникой, видением поля. Короткая, средняя передача – любую мог «вырезать». Мог обыграть одного, двух соперников. Умел делать на поле все. Когда тренируешься с такими парнями, растешь сам. Я подсматривал за ним, пытался потом сам отрабатывать.

– С «Торпедо» ты в стыковых матчах выбил из Премьер-лиги «Крылья Советов». Почему не остался в московском клубе, чтобы вернуться в элитный дивизион?

– Клубы не договорились, я был не против остаться. Я вернулся в Самару, но не особенно-то расстроился из-за этого, ведь Бородюк покинул команду, и «Торпедо» возглавил другой тренер. «Крылья Советов» тоже сменили наставника, главным стал бельгиец Франк Веркаутерен, который на меня не рассчитывал. Пришлось снова искать себе клуб, и я попал в «Сибирь».

– Ты провел там год. В Новосибирске суровая зима?

– Я бы не сказал. Нет такого, чтобы температура была -40 или что-то вроде того. Холоднее -20 ни разу не было – нормальная русская зима. Просто она начинается чуть раньше и заканчивается чуть позже, чем в средней полосе.

– Почему ты решился перейти в «Факел», который только-только вышел в ФНЛ, и было неизвестно, как будет проходить становление команды в новой для нее лиге?

– Когда поступило предложение из Воронежа, было неясно, что будет с «Сибирью»: будет ли нормальное финансирование, какие перед клубом будут стоять задачи. И хотя в Новосибирске было приятно играть, у нас была дружная команда, но обстоятельства сложились так, что мне пришлось уйти. А про «Факел» мне заранее говорили, кто придет в команду: Даниил Гриднев, Олег Самсонов, Артур Рылов, Паша Степанец, Антон Амельченко. И я сразу понял, что здесь будет интересно играть. По меркам первого дивизиона у нас отличный состав.

 

 
Фото — Андрей Архипов (из архива)

 

– Не жалеешь, что в свое время ушел из Премьер-лиги? Многие говорят, что если опустился в ФНЛ, то вернуться назад будет непросто.

– Конечно, когда уходишь в ФНЛ, ты делаешь шаг назад. Но в тот момент ради команд Премьер-лиги нужно было ждать неопределенное время – возьмут в клуб или нет. И можно было упустить варианты с командами ФНЛ, не имея никаких гарантий, что найдешь место в Премьер-лиге. Это рискованно. Но я по-прежнему мечтаю вернуться в элитный дивизион.

– Если летом поступит предложение от клуба РФПЛ, ты будешь готов уйти?

– Наверное, да. Хотя стоит посмотреть, что за команда, что за тренер. Лучше играть в ФНЛ, чем сидеть на скамейке в команде Премьер-лиги. Но, почувствовав атмосферу этой лиги, ты всегда будешь об этом думать. И для меня это одна из мотиваций выкладываться в матчах за «Факел». Пример Димы Коробова показывает, что все возможно, все в твоих руках. Если я буду показывать все, на что способен, предложение от клуба РФПЛ не заставит себя ждать. А если получится выйти туда с «Факелом», будет вообще идеально. На матчах в Воронеже атмосфера зачастую круче, чем в Премьер-лиге. На встрече «Факела» с «Арсеналом» было здорово. А когда на матчи РФПЛ приходит 3-4 тысячи болельщиков, мне смешно. Может, это происходит там, где больше интересуются другими видами спорта?

– В Воронеже болельщиков хватает и на «Факел», и на «Буран».

– Я был на матче «Бурана», мне понравилось. Ледовый дворец небольшой, но уютный. Но за «Факел» болеют горячее, гонят команду вперед. А на матчах «Бурана» публика больше смотрит игру, чем поддерживает, как мне показалось.

– Что лучше – 500 фанатов, которые активно поддерживают команду все 90 минут, или 5 тысяч «кузьмичей», которые подают голос только во время опасных моментов?

– Выбираю 500 фанатов и 5 тысяч «кузьмичей». Без фанатов плохо, они здорово гонят команду в атаку. Мы чувствуем их поддержку даже на выездах, это впечатляет.

– Ты был в одном из Pro Evolution Soccer, у тебя было 74 балла мастерства. Сколько бы ты сейчас сам себе поставил?

– Ого, круто я тогда развивался. Наверное, сейчас бы поставил себе столько же.

– А кому из «Факела» ты бы поставил больше всего?

– Можно я назову доктора? (Сидящий напротив врач «Факела» Олег Голубев смеется). Не знаю, я бы не стал никого выделять, у нас все отличные игроки. Хотя напиши, что Диме Мичуренкову я бы поставил 99, пусть порадуется.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».