В среду, 17 декабря, в Областном Доме журналистов состоялся круглый стол. Главными темами обсуждения стали телефонное мошенничество, банкротство и деятельность недобросовестных компаний (раздолжнителей), которые заманивают людей в эту процедуру и не предлагают альтернатив. Представители Центрально-Черноземного банка ПАО Сбербанк и МВД по Воронежской области рассказали, как не попасться на удочку фирм-раздолжнителей.
Перед началом основной части обсуждения оперуполномоченная по особо важным делам отдела по противодействию имущественным преступлениям, совершенным в сфере компьютерной информации, ГУ МВД по Воронежской области Ольга Гудкова поделилась статистикой правонарушений, связанных с применением информационных и телекоммуникационных технологий. За последние 11 месяцев на территории региона было зарегистрировано 7 тыс. 999 случаев мошенничества, когда злоумышленники путем обзвона и манипуляций заставляли жертву перечислить свои денежные накопления на другие счета или взять потребительский кредит. Сумма ущерба от преступных действий за этот срок составила более 500 млн рублей.
– В настоящее время на территории Воронежской области идет активное задержание курьеров, которые забирают денежные средства у обманутых граждан. Большая часть подозреваемых – это подростки и студенты. Как правило, мошенники нанимают иногородних граждан, которые легко перемещаются между регионами. Многие задержанные заявляли о том, что пошли на это из-за серьезных финансовых трудностей, – отметила Ольга Гудкова.

Нередко преступники вгоняют граждан в долговую яму, из которой те не в силах выбраться самостоятельно. Тогда многие из пострадавших не видят иного пути решения проблемы, кроме как признать себя банкротом. По статистике, за 2025 год через эту процедуру прошли порядка 517 тыс. человек, и данное число только продолжает расти.
Услуги по сопровождению банкротства сегодня представляют многие фирмы. Их объявления можно увидеть буквально на каждом шагу. Несмотря на то что ряд таких компаний работают легально и действительно могут оказать профессиональную помощь, закредитованные граждане рискуют столкнуться с недобросовестной фирмой-раздолжнителем. Заместитель председателя Центрально-Черноземного банка ПАО Сбербанк Михаил Белоусов отметил, что их главная цель состоит не в том, чтобы помочь клиенту, они хотят лишь заработать с него деньги.
– Такую компанию легко выявить по громким заявлениям о легком и полном списании долгов. Однако человек должен понимать, что банкротство – это сложный процесс, при котором он может даже лишиться своего имущества. Кроме того, гражданину, признанному банкротом, назначается финансовый управляющий, который фактически вправе управлять его активами, в том числе денежными средствами. Если человек работает, то финансовый управляющий контролирует его доходы и вправе отказать в дополнительных тратах и заключении сделок. Компания-раздолжнитель не извещает обо всех этих последствиях. Она говорит только то, что хочет услышать закредитованный гражданин, – пояснил Михаил Белоусов.
Сегодня на уровне государства предусмотрены различные меры поддержки людей, испытывающих трудности в погашении кредита. Для этого были разработаны различные меры господдержки. К ним относятся, например, кредитные и ипотечные каникулы. Такой мерой поддержки могут воспользоваться граждане, пострадавшие от чрезвычайных ситуаций, потерявшие работу или чей среднемесячный доход снизился на 30%, люди, имеющие первую или вторую группу инвалидности.

Некоторые банки предлагают собственные программы поддержки, которые помогают гражданам восстановить свое финансовое положение и уберегают их от банкротства. О них в ходе круглого стола рассказал директор РЦ ПЦП Урегулирование г. Воронежа ПАО Сбербанк Максим Беляков. Например, раз в полгода при экстренных жизненных ситуациях гражданин может воспользоваться однократным пропуском платежа или временно снизить сумму ежемесячного платежа. Кроме того, на стадии суда по принудительному взысканию задолженности клиент может заключить мировое соглашение, предусматривающее реструктуризацию кредита. Также Максим Беляков рассказал, что сейчас разрабатывается закон, который устанавливает порядок досудебного урегулирования задолженности граждан. Сейчас, если у гражданина имеется задолженность перед разными кредиторами, он вынужден обращаться к каждому из них с заявлением об урегулировании. После вступления закона в силу заемщику будет достаточно подать одно заявление, и банки рассмотрят его одновременно.
– Чем раньше клиент осознает, что у него есть финансовые проблемы, тем быстрее ему нужно начать действовать. Желательно, чтобы он пришел в кредитную организацию, проинформировал о возможности перебоев платежей, попросил о помощи. Ведь чем раньше он придет, тем больше инструментов для решения его проблемы будет доступно. Наша задача – всеми силами избежать ухудшения финансового положения гражданина и не довести ситуацию до того, что единственным решением проблемы закредитованности будет банкротство, – добавил Максим Беляков.
