В понедельник, 21 октября, в Москве состоялась пресс-конференция, на которой выступил уникальный коллектив спикеров: лидеры Донского казачьего войска Союза казаков России, руководители Уральской горно-металлургической компании и писатель, редактор газеты «Завтра» Александр Проханов.
Предполагалось, что к моменту пресс-конференции будет подписано соглашение о сотрудничестве УГМК и Донского казачьего войска в деле организации экологического мониторинга в районе поисково-оценочных работ в Прихоперье. Проект соглашения предполагал создание рабочей группы, которая на регулярной основе, более того – с созданием рабочих мест – будет привлекать независимых экспертов и проводить экологические экспертизы состояния окружающей среды. И что очень важно – доводить результаты экспертиз до населения, работать со СМИ и экологическими организациями.
Но все оказалось не так просто. Подписание соглашения было отложено.
Однако несмотря ни на что, мероприятие, хоть и состоявшееся в несколько нервной и сумбурной обстановке, продемонстрировало, что обе стороны находятся в процессе диалога и двигаются к совместным договоренностям.
Шаг к пониманию
Первые шаги на пути к взаимодействию стали возможны после поездки в начале октября лидеров донского казачества на Урал, на предприятия УГМК. Казаки посетили Учалинский ГОК в Башкортостане, побывали в Верхней Пышме на головном предприятии концерна – ОАО «Уралэлектромедь», где смогли убедиться в способности компании наладить современное экологически безопасное производство. Но нашлись и такие, кто отказался ехать, а предпочел вставлять палки в колеса инициативы.
Волгоградский казак Валерий Гусев пояснил корреспонденту РИА «Воронеж»: «На Валовом казачьем круге, состоявшемся в августе этого года, было постановлено создать комиссию по организации экологического мониторинга в Прихоперье. Я вошел в ее состав. Был обозначен правильный путь: мы не противоборствующие стороны, а стороны, ищущие компромисс. Но, видно, не все согласны с этой простой мыслью. Некоторые казаки стали выходить из состава комиссии, в отношении оставшихся поднялась волна негатива. Но, я думаю, через пару недель все наладится, комиссия будет доукомплектована и подписано соответствующее двустороннее соглашение. Я участвовал в поездке на Урал: объекты УГМК произвели очень приятные впечатления. Но рудопроявления на Урале и в Воронежской области не эквивалентны: в Новохоперском районе залегание глубже, водоносных слоев больше. Так что независимая экспертиза не будет лишней».
В поисках компромисса
– Я позавчера подписал приказ №21 о создании казачьей экологической комиссии, – поделился Верховный атаман Союза казаков России Павел Задорожный.– Мы не конфликтующие стороны. Просто идет спор интересов. Мы смотрим – что выгоднее. И хотим знать – что будет иметь население в случае аграрного сценария развития района, что – в случае его индустриализации. Есть еще требования: получить доступ к проектной документации и закрыть все уголовные дела по итогам силового конфликта в Прихоперье.
Последнее заявление заставило журналистов несколько опешить: уголовные дела – это ведь компетенция правоохранительных органов, а никак не горнодобывающей компании. Но по поводу необходимых документов директор по горному производству УГМК Григорий Рудой заверил: все будет предоставлено – и даже продемонстрировал папку с подготовленными бумагами.
– Все процедуры, предусмотренные законом, все согласования и экспертизы, которые мы обязаны провести, будут в обязательном порядке проведены, – заверил казаков Рудой. – Но мы готовы пойти и на экспертизы, которые не считаются обязательными.
Когда на пресс-конференции прозвучало, что еще одна казачья организация – Всевеликое войско донское – тоже собирается проводить свою экологическую экспертизу, многие из коллег задумались: "А не перебор ли у нас с экспертизами получится?". Почему-то никто из инициаторов не вспомнил, что сегодня на Хопре уже работает комплексная экспедиция ученых ВГУ. Первые результаты их мониторинга фонового состояния окружающей среды были обсуждены на заседаниях Общественного совета по контролю за разработкой никелевых месторождений в Прихоперье. Выводам воронежских ученых нет оснований не доверять. Как и можно было ожидать, в воде Хопра наблюдается повышенное содержание никеля и меди – из-за близости месторождений. Есть и загрязнения техногенного характера – в первую очередь из-за работы сахарного, спиртового заводов. Об этом напомнил корреспонденту РИА председатель Общественного совета профессор ВГУ Виктор Бочаров.
– 24 октября Совет продолжит работу, – сказал Виктор Львович.– И первым пунктом заседания будет обсуждение очередного этапа исследовательских работ на Хопре. По завершении этих исследований, когда на руках будет полная картина сегодняшнего состояния окружающей среды, можно будет приступать к составлению прогноза экологических последствий реализации никелевого проекта. Но для этого нужны уже результаты поисково-оценочных работ.
Вторая индустриализация
Итак, сколько ни посылай экспертов на Хопер, они не смогут сделать достоверных выводов, не имея на руках результатов подземной разведки. Эту простую истину должно понять и население, и сами казаки, раз уж они задумались об экологии всерьез. Директор по спецпроектам УГМК Олег Мелюхов возобновит геологоразведочные работы уже в ближайшие дни. И это решение мало зависит от желаний руководителей компании. Это их обязанность. По сути, не УГМК, не Медно-серный комбинат ведут разведку недр. Ее ведет хозяин подземных кладовых - государство, которому важно разведать и поставить на учет запасы стратегически важного сырья. УГМК на этой стадии выступает подрядчиком Российской Федерации.
– Государство обязано иметь запасы сырья на 30-50 лет вперед, – дополнил сообщение Виктор Бочаров. Так оно и было до 90-х годов, пока не прекратились геологические изыскания. И уже сейчас наблюдается жесткий дефицит марганца, хрома, алюминия, редкоземельных металлов. Да, в ближайшие годы дополнительно никель не потребуется для внутреннего потребления. Но это наша возможность достойно участвовать в международном разделении труда и закупать за границей тот же марганец. Тем более, что в деле добычи полезных ископаемых трудно отделить частные интересы от государственных. До половины( а то и более того) финансового оборота так или иначе попадает в бюджетные закрома через ренту, акцизы, налоги.
– Стране нужна вторая индустриализация, – как всегда четко и жестко высказал свою позицию Александр Проханов.
– Я тоже был на Урале и убедился, что по сравнению с Прихоперьем – там настоящие площадки роста. Такой рост нужен всей стране. Гораздо больше претензий к недобросовестным экологам. Экологические движения у нас в стране, к сожалению, сильно политизированы. Где-где, но в Прихоперье экологическая наука и политика должны быть жестко разделены.