С 1 июня 2018 года суды присяжных могут рассматривать дела не только в областных, но и в районных, городских и гарнизонных военных судах. Корреспондент РИА «Воронеж» разбиралась в изменениях законодательства и выясняла, как будут выбирать присяжных, будут ли они получать деньги за свой труд и какую роль могут сыграть в судьбе подсудимого.
Когда в процессе участвуют присяжные
Решение об участии присяжных в процессе нельзя навязать «сверху»: такой вариант рассмотрения дела выбирает сам обвиняемый. Он может заявить ходатайство в течение трех суток после вручения копии обвинительного заключения или во время ознакомления с материалами дела.Как становятся присяжными
В Воронеже в список потенциальных присяжных включены 12 тыс. человек. В области их еще больше – 20,5 тыс. человек. Воронежский гарнизонный военный суд будет выбирать присяжных из 6,6 тыс. человек.
– Суд не имеет отношения к формированию списков. Их составляет муниципалитет (орган исполнительной власти) из числа избирателей. Затем списки передают в суд, и специальная программа на компьютере выбирает присяжных методом случайной выборки. Списки по районам формируют пропорционально численности населения. Искусственное вмешательство исключено: даже если человек захочет стать присяжным и придет с такой просьбой, его не возьмут, – объясняет исполняющий обязанности замначальника управления судебного департамента в Воронежской области Александр Орлов.
Присяжного вызывают в суд повесткой, которая должна прийти не менее чем за семь дней до заседания. Повестки рассылают гораздо большему числу людей, чем потребуется в итоге: кто-то может не прийти в суд, а кто-то отсеется на этапе отбора.
– В законе указано, что присяжным не может стать человек младше 25 лет, с непогашенной и неснятой судимостью, признанный недееспособным или ограниченно дееспособным, состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансерах. Муниципальные органы исключают из списков и лиц старше 65 лет, а также занимающих некоторые должности – например, государственные, в органах внутренних дел, священнослужителей. Потом отсеивают подозреваемых или обвиняемых по уголовным делам, людей, не владеющих русским языком, имеющих физические и психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении дела. По сути, уже прошли два сита: отбирали орган власти и секретарь суда. Потом начинается отбор в судебном заседании. Сторонам обвинения и защиты вручают предварительные списки кандидатов в присяжные заседатели. В них указаны имя, фамилия, возраст и социальное положение.
Кандидаты в присяжные заседатели могут заявить самоотводы, которые после выслушивания мнения сторон разрешаются судьей. Например, веская причина для самоотвода – если человек редкий специалист, и отрыв от работы нарушает государственные интересы. Также можно заявить самоотвод и по религиозным взглядам. Стороны изучают данные из списков и могут заявить мотивированные отводы, их количество не ограничено. Каждый из них также разрешается судьей. После этого стороны обвинения и сторона защиты могут заявить по одному немотивированному отводу, т.е. просто вычеркнуть одного кандидата из списка. В результате в списке должно остаться не менее десяти присяжных заседателей – для областного, краевого судов, не менее восьми – для районного, гарнизонного судов. Первые в списке – соответственно восемь и шесть присяжных заседателей – образуют коллегию присяжных заседателей, а последние два – являются запасными. По усмотрению председательствующего судьи запасных присяжных заседателей может быть и больше, – рассказала зампредседателя Советского райсуда по уголовным делам Марина Суркова.
Зачем нужны запасные
По словам Марины Сурковой, запасные будут постоянно участвовать в процессе наравне с присяжными заседателями, но не смогут принимать решения и участвовать в голосовании. Они нужны для экстренного случая, если присяжный отсеется уже во время суда. Такое может произойти, если человек тяжело заболеет, выяснятся новые сведения, мешающие ему быть присяжным (например, что он родственник или знакомый подсудимого и скрыл это) либо если присяжный нарушает порядок.
Если человека исключат из числа присяжных, а запасных не было, то кворума не будет: в результате дело придется рассматривать заново.
Можно ли отказаться от участия
Быть присяжным – это почетная и важная миссия, но если человек категорически против участия, вряд ли его будут принуждать.
– Здесь двоякий вопрос: если очень много самоотводов удовлетворить, не соберется коллегия, а если принуждать людей, которые не хотят, какое это будет отправление правосудия? И какое решение примет человек, который приходил на заседания через не хочу? – говорит Марина Суркова.
Какие дела рассматривают присяжные
Раньше в областных судах присяжные рассматривали такие преступления, как бандитизм (ст. 209 УК РФ), создание преступного сообщества (ст. 210 УК РФ), терроризм (ст. 205 УК РФ), убийство с особой жестокостью (ч. 2 ст. 105 УК РФ), угон воздушного судна или водного транспорта (ст. 211 УК РФ) и другие. В заседаниях участвовали коллегии из 12 присяжных.
По новому законодательству присяжные смогут рассматривать дела в районных судах по следующим статьям УК РФ:
- ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство при отягчающих обстоятельствах – двух лиц, малолетнего, беременной женщины);
- ст. 277 УК РФ (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля);
- ст. 295 УК РФ (посягательство на жизнь судьи, присяжного, следователя, прокурора, эксперта);
- ст. 317 УК РФ (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов);
- ст. 357 УК РФ (геноцид);
- ч. 1 ст. 105 УК РФ (умышленное убийство);
- ч. 4 ст. 111 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего).
По первым пяти статьям максимально строгое наказание – вплоть до пожизненного лишения свободы. За умышленное убийство и тяжкие телесные повреждения, которые привели к гибели человека, по закону грозит до 15 лет лишения свободы.
Выносят ли присяжные приговор
Присяжные не определяют, какое наказание назначить подсудимому. Они только выносят оправдательный или обвинительный вердикт. В конце процесса присяжные должны ответить на несколько вопросов: произошло ли это преступление, действительно ли его совершил подсудимый, виновен ли он в этом и заслуживает ли снисхождения. Им могут задать и более мелкие вопросы, но направленные на выяснение основных. Вопросный лист для присяжных составляет судья, но вопросы обсуждают со сторонами обвинения и защиты, без присяжных заседателей.
Присяжные в процессе не обладают такими же полномочиями, как судья. Они участвуют в исследовании доказательств и допросе свидетелей, но даже задать вопрос напрямую присяжный не может. Если они хотят задать вопрос, то пишут его старшине, которого выбирают в самом начале рассмотрения дела, а он в письменном виде передает председательствующему по делу.
Интересно, что при присяжных не озвучивают никаких подробностей о человеке, оказавшемся на скамье подсудимых. Считается, что заседатели должны быть объективными, а эта информация может повлиять на их мнение.
– Присяжные не знают, судили ли человека до этого, есть ли у него семья, состоит ли он на учете в психоневрологическом и наркологическом диспансерах. Все те данные, которые мы принимаем во внимание при назначении наказания, исследуют без их участия. Они же не профессиональные юристы и должны решить только вопрос факта: было ли это деяние, совершил ли его подсудимый, виновен ли он. А вопрос наказания и квалификации действий человека – это уже дело судьи, – говорит Марина Суркова.
Получают ли присяжные зарплату
Присяжные получают половину оклада судьи, пропорционально отработанным дням. Но при этом не меньше своей средней зарплаты. Если заседатель принесет документ с основной работы, что в среднем он получает больше, ему доплатят.
Что думают о суде присяжных эксперты
Адвокат Николай Алимкин:
– Принято считать, что суд присяжных защитит невиновных от судебного беспредела. Но эти попытки напоминают вызывание дождя с помощью молитв. Это возможно, но лишь при наличии чистых сердец и глубокой веры, а еще председательствующего по делу уровня Анатолия Кони.
За, без малого, 40 лет моей работы адвокатом мне не случилось участвовать по делам в суде присяжных, но зато с завидной регулярностью ко мне обращаются граждане с вопросом о том, как отвертеться от участия в суде в качестве присяжных.
При этом помимо соображений о занятости высказывается вполне конкретный довод: «Но ведь я же не юрист, чтобы изложить разумное суждение, от которого будет зависеть судьба человека». На мой довод о том, что все вопросы будут сформулированы профессиональным судьей, следует не менее резонный вопрос: «Так что же, мы будем решать вопрос о виновности голосованием, ничего или почти ничего не понимая в законодательной норме?». То есть люди, наделенные разумом и совестью, понимают, что помимо гражданского долга для отправления правосудия требуется еще и глубокое знание закона. Мне можно возразить, что глас народа – глас Божий, но тогда почему к гласу Божьему мы не обращаемся при управлении самолетом, проведении хирургической операции или, скажем, управлении подводной лодкой? Так почему судьба тяжело больного должна решаться врачом-профессионалом, а судьба конкретного подсудимого – гласом народа?Судья облсуда Михаил Авдеев:
– Задам провокационный вопрос: допускаете ли вы влияние на судью? Теоретически вы можете прийти к судье и попросить быть снисходительнее к подсудимому. Вы имеете такую возможность, другой вопрос – как тот или иной судья на это отреагирует. А теперь попробуйте то же самое сделать в суде с участием присяжных. Вы к кому придете и кого попросите? Плюс в том, что их несколько. И никто никогда не узнает, как кто проголосовал. Я считаю, что профессиональная деформация есть в каждой профессии, особенно там, где работают с людьми. В своем сознании я несу тот опыт, который получил за многие годы. И почти в каждом процессе подсудимый пытался мне в чем-то врать. У меня это глубоко. А человек приходит в суд присяжных без этого опыта. И я часто вижу, с каким сочувствием присяжные слушают человека и как отношение меняется, если он пытается их обманывать. Кроме того, для присяжных нет понятия судебной практики. Когда мы говорим: при таких-то обстоятельствах 10 лет тюрьмы справедливо. Они, конечно, не выносят приговор, но могут сказать, что человек заслуживает снисхождения. Некоторые говорят, что наоборот, это плохо – присяжные слишком эмоциональны. Я думаю, что правосудие должно содержать в себе элемент сострадания. Присяжные видят перед собой человека – со своими бедами, проблемами, плюсами, минусами. Я навсегда запомнил свое первое дело с участием присяжных. Подсудимый в последнем слове обратился к присяжным и сказал: «У меня была возможность выбрать либо судью, либо вас. Я выбрал вас. Я впервые увидел этого судью, у меня против него лично ничего нет. Полагаю, что у него большой опыт и он справедливо судит. Но я выбрал вас по двум причинам. Во-первых, он привык судить, и меня он осудит по своей привычке. А во-вторых, я хочу, чтобы меня судили такие же, как я сам».