С 20 октября в России начинает действовать новый административный регламент ГИБДД. По мнению экспертов, кардинальных изменений на дороге после вступления документа в силу ждать не стоит. Новшества в большинстве своем носят лишь технический характер и вызваны изменениями в ПДД и КоАП. Об остальных отличиях корреспонденту РИА «Воронеж» рассказали эксперты – представитель регионального отделения «Комитета по защите прав автомобилистов» Николай Киселев и лидер общественного движения «Дорожный контроль» Вадим Серов.
Откуда забрал, туда и верни!
Обычная картинка: водителя остановили, и что-то в его поведении насторожило автоинспекторов. Дуть в трубочку он отказался, и гаишники повезли его на медосвидетельствование в спецучреждение. Алкоголя у водителя в крови не нашли, и гаишники, посчитав свое дело сделанным, уехали, оставив бедолагу-водителя там же.
– Теперь это невозможно. Если инспекторы в своих подозрениях в том, что водитель выпил за рулем, ошиблись, они обязаны по новому регламенту доставить его туда, откуда забрали.Николай Киселев
представитель регионального отделения «Комитета по защите прав автомобилистов»
Кто старое помянет
Старые нарушения больше не повод для плохой репутации водителя.
Согласно новым правилам, теперь информация о нарушениях водителей должна удаляться из автоматизированных баз данных не позднее трех суток после прекращения производства по делу либо через год после окончания исполнения постановления.
– Сейчас эта информация хранится «вечно», поэтому в судах гаишники так любят попрекать водителя «бородатыми» нарушениями, и это может плохо сказаться на их репутации и стать поводом для усугубления наказания, – объясняет Николай Киселев, что в этом изменении может порадовать водителя.
Внимание, вас снимают!
О том, что водителя снимают на камеру, гаишники с 20 октября должны предупреждать.
«При использовании установленного в патрульном автомобиле видеорегистратора сотрудник должен уведомлять об этом всех лиц, присутствующих при оформлении материалов дела», – говорится в новом регламенте.
– Это скорее формальное изменение, ведь о том, что в машине гаишников есть видеофиксатор, и так все знали, но теперь при наличии фото- и видеооборудования инспектор обязан сам находиться в поле зрения объектива технических средств.Николай Киселев
представитель регионального отделения «Комитета по защите прав автомобилистов»
Остановка – по требованию
Автомобиль могут остановить для проверки документов в любом месте.
– Раньше это возможно было только на стационарных постах. Я не вижу в этом проблемы. Если документы в порядке – волноваться нечего.Вадим Серов
лидер общественного движения «Дорожный контроль»
Николай Киселев также считает, что это изменение мало кто заметит.
– Инспектору и раньше было достаточно назвать любое пришедшее на ум название «спецоперации», чтобы облачить свои действия в рамки действовавшей инструкции, – считает он.
Эксперты сошлись во мнении, что это изменение в пользу автоинспекторов. Раньше любители воспитывать гаишников или покачать права могли заартачиться и заявить, что проверка документов не может быть причиной остановки. Теперь – может.
Без права на обложку
Еще одно новшество – передавать свидетельство о регистрации, страховку, права и прочие бумаги и карточки водитель теперь обязан без обложек и различных «удерживающих устройств».
– Я считаю, это правильно, а то развелось много «хитроумных»: один заламинированные копии инспектору сует, другой передает документы в железной коробке, прикованной цепью к машине. Теперь за такие чудачества можно легко нарваться на возбуждение дела о невыполнении законных требований сотрудника Госавтоинспекции по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, за которое по решению суда можно получить не только штраф, но и до 15 суток ареста.Николай Киселев
представитель регионального отделения «Комитета по защите прав автомобилистов»
Засада – в законе
В новом регламенте, как и в прежнем, есть требование к патрульной машине быть всегда отчетливо видной издалека всем участникам движения. Однако есть и уточнения: если ведется фото- и видеофиксация нарушений, а также на аварийных участках дорог, автомобиль ДПС может быть замаскирован при помощи естественного рельефа в местах с ограниченной видимостью.
– Инспекторам позволили прятать свои автомобили за холмами, поворотами дороги, остановочными павильонами и так далее. Казалось бы, если уж очень опасное место, так инспектор должен всеми доступными средствами предупреждать аварию, а ему разрешают прятаться в кустах и выписывать штрафы. Где логика? – удивляется Николай Киселев.
– В этом смысле ничего особо не изменилось: гаишники как прятались в кустах, так и прячутся. Просто сейчас это узаконили, – считает Вадим Серов.
Снимите это немедленно
Инспекторам ДПС разрешили использовать для видеозаписи процессуальных действий в отношении участников движения любые технические средства, вплоть до собственного телефона. А вот имевшееся в прежней редакции указание инспекторам не препятствовать использованию видеокамер и диктофонов участниками дорожного движения – исчезло. Именно это новшество и напугало многих автомобилистов и заставило говорить о новом регламенте как об ущемляющем их права.
Вадим Серов считает, что весь переполох в отношении этого регламента разгорелся именно из-за этого пункта.
– Сотрудники ГИБДД имеют право запрещать видео- и фотосъемку, но на это они имели право и раньше. В исключительных случаях, например в случае следственных действий. Для рядового автомобилиста важно понять: любое общение с сотрудником полиции он имеет право фиксировать. Более того, он обязан это делать для своей же безопасности! Это как доказательная база, если возникнут в дальнейшем споры. А СМИ истолковали этот пункт превратно, дескать, сотрудники полиции могут запретить эту съемку. Это неправда.Вадим Серов
лидер общественного движения «Дорожный контроль»
Николай Киселев в этом вопросе тоже не усмотрел поводов для паники.
– Федеральное законодательство в данном вопросе не претерпело никаких изменений. Снимать, за редчайшим исключением, можно. О возможных ограничениях, если они возникнут, инспектор обязан предупредить водителя. Причем со ссылкой на конкретную норму закона, а не злым окриком: «Нельзя!». Я не вижу в новом регламенте ничего крамольного. Кого на самом деле должны беспокоить такие нововведения? Только тех, кому есть что скрывать. Потенциальных нарушителей. У порядочных и честных автолюбителей поводов для беспокойства с принятием этого регламента нет. Вот только как этим регламентом воспользуется гаишник – уже на его совести. Кто-то повысит безопасность, а другие – увеличат число высосанных из пальца нарушений для получения взяток. Это, конечно, зависит от начальства: если комбат будет требовать от ДПС только денег, то порядка, конечно, не прибавится, – подчеркнул Киселев.
Справок больше нет
По мнению же представителей ГИБДД, главное нововведение регламента – отмена справок о ДТП. Эти справки необходимо было предоставлять страховым компаниям для последующих выплат. В случаях с ОСАГО это требование содержится в положении ЦБ №431-П 2014 года, в случаях с КАСКО – во внутренних документах каждой страховой компании.
В ГИБДД поясняют, что для страховщика достаточно предъявить копию протокола или копию постановления по делу об административном правонарушении, которые водитель получает на руки после аварии. Вся необходимая информация там есть. Кроме того, водитель должен заполнять извещения о ДТП и также передавать документ в страховую компанию.
Страховщики и чиновники Центробанка с ситуацией об отмене справок знакомы, но на практике, согласно Положению ЦБ №431-П 2014 года, страховщики могут отказать автовладельцу в выплатах. Банк России этот вопрос планирует обсудить со страховыми компаниями уже в ближайшее время.