Муниципальная программа развития городского транспорта предполагает его доступность для людей с ограниченными возможностями. Но встретить в троллейбусах и автобусах человека на инвалидной коляске почти невозможно. Почему он по-прежнему не может беспрепятственно добраться с одного конца города на другой, и коляска остается для него «магистральным» транспортным средством – в этом парадоксе корреспонденту РИА «Воронеж» помогли разобраться сами люди с ограниченными возможностями.
Способ 1. Коммерческие маршрутные автобусы
Все низкопольные автобусы городских маршрутов, которые городские власти закупили для муниципального предприятия «Воронежпассажиртранс», должны быть доступны для инвалидов, пояснили в мэрии. Центральный вход таких автобусов обустроен откидывающимся пандусом или имеет специальный наклон. Если автобус правильно паркуется непосредственно к бордюру на остановке, колясочник беспрепятственно въезжает в салон. Откинуть пандус и помочь человеку на коляске въехать и разместиться в салоне – обязанность водителя.
– Да, вроде бы проблема решилась, мы теперь можем пользоваться общественным транспортом. Но не решилось главное – отношение к нам окружающих, в том числе водителя автобуса. Ведь чтобы посадить в автобус инвалида, он должен выйти из кабины, откинуть пандус и помочь человеку заехать внутрь. На это уходит дополнительно две-три минуты. Не все другие пассажиры и сам шофер готовы мириться с такой непредвиденной задержкой. Поэтому водители часто просто «не видят» нас на остановках, закрывают двери и едут дальше, – рассказывает член молодежного совета при городской администрации Ольга Тимофеева.
Ольга Тимофеева
– Вот эту «крышку от погреба» – пандус центрального входа автобуса – еще надо правильно откинуть, а для этого – правильно припарковаться, – объясняет инвалид Надежда Воскресенская. – Но водителю всегда некогда, он останавливается «на ходу», не подъезжая к самому бордюру. А если видит на остановке человека на коляске, вообще старается проехать мимо. Или говорит, что только выехал на линию, и специального крючка для поднятия пандуса у него нет. Мы уже предлагали на совещании с транспортниками в горадминистрации, чтоб эти крючки выдавали не водителям, а нам, колясочникам, и мы бы, выезжая из дома, брали их с собой. А в то, что водителей будут ругать и какое-то служебное расследование проводить из-за не посаженного на маршрут колясочника, я не верю. Никому это не выгодно, потому что вместо одной меня на коляске можно разместить в салоне шесть других пассажиров. Обычно наша тактика «захвата» автобуса такая: я сижу на коляске рядом с остановкой. Муж подбегает к водителю подъезжающего автобуса, чтобы попросить правильно припарковаться к бордюру, откинуть пандус и помочь меня ввезти в салон. Но водитель, завидя женщину на коляске, тормозит тоже где-нибудь рядом с остановкой, но с другой стороны и не впритык к бордюру, по-быстрому сажает других пассажиров и проезжает мимо нас, делая вид, что не заметил. Так что эту надежду добраться куда-то на маршрутном автобусе мы уже оставили.
– Были случаи, что я стоял на остановке, и водители мне отказывали без объяснения причин или просто открыто «посылали», – говорит руководитель регионального учебно-ресурсного центра «Доступная среда» Александр Попов.
– Я давно перестал ездить на 64-м маршруте в сити-парк «Град». Автобусы очень удобные, с низкой посадкой, но откинуть пандус водители не могут – нечем. Поэтому коляска остается для меня главным транспортным средством, и значит, всю зиму я невыездной. В гололед, мороз, дождь и ветер на открытой коляске далеко не уедешь, – рассказывает колясочник Петр Шатилов.
Способ 2. «Народные» маршрутные автобусы
Все низкопольные автобусы на «народных» маршрутах также обязаны провозить пассажиров в инвалидных колясках, пояснили в городской администрации.
Петр Шатилов
Фото — Роман Демьяненко– На 8-м «народном» маршруте поначалу были эти самые откидные пандусы. Здесь, на линии от областного геронтологического центра, колясочников много. Иногда водители отказывали в посадке. Иногда из-за отсутствия специальных крюков пытались поднять и опустить пандус при помощи отвертки и даже ключей. В общем, кто во что горазд. И это уже не проблема отношения к нам со стороны водителей – это позиция всего транспортного предприятия, которое выпускает автобусы на линию. Про таких, как мы, по ходу 8-го маршрута все хорошо знают, но не учитывают. А потом по этому маршруту и вовсе запустили «народные» автобусы желтого цвета, а в них никаких пандусов нет. Возможно, это было сделано ПАТП намеренно, потому что возить колясочников слишком хлопотно, – поясняет Петр Шатилов.
Способ 3. Троллейбус
Троллейбус, приспособленный для посадки колясочников, сейчас один на весь город – и где-то в нем «затерялся». Его перебрасывают то на одни маршрут, то на другой, и выследить его, а уж тем более дождаться и проехаться практически невозможно, утверждают все колясочники. В мэрии Воронежа этого обстоятельства не отрицают.
Надежда Воскресенская
– Когда в городе появился такой троллейбус со специальным подъемником для коляски, мы с подругой, тоже колясочницей, очень обрадовались. Подумали: наконец сможем из своего Юго-Западного района доехать и до Центрального рынка, и в Театр оперы и балета. Иногда мы получаем бесплатные билеты, но вот добраться до театра невозможно. А домашние стены всех уже «раздавили». Но водитель троллейбуса, высадив нас в центре, в категоричной форме сообщил, что вернется через час, никого ждать не будет и сегодня на линию больше не выедет. С тех пор мы о троллейбусах не вспоминаем, – рассказывает Надежда Воскресенская.
Способ 4. Социальное такси
Еще один способ добраться до нужного места человеку с ограниченными возможностями – вызвать социальное такси. Им имеют право воспользоваться люди на инвалидной коляске или с тяжелой формой ДЦП. Оборудованные всем необходимым микроавтобусы – Ford и «Газель» – закреплены за предприятиями при управлении социальной защиты всех городских районов. Салоны вмещают три коляски и еще шесть человек. Стоимость одного часа работы такого такси для инвалида стоит 150 рублей. Последующие часы обойдутся в 100 рублей. Этим способом передвижения воронежские инвалиды пользуются часто. Главное препятствие на пути многих ежедневных планов – такси работает только до 19 часов, только в будние дни. К тому же, если в одном районе такси уже занято или находится на ремонте, вызвать такси из другого района инвалид не может.
– Сейчас мы добиваемся создания в Воронеже единой службы социального такси, которое бы работало во все дни недели и на все районы, – говорит руководитель воронежского регионального управления Всероссийского общества инвалидов Сергей Бахметьев. – Одно из таких такси – микроавтобус Ford – мы купили за счет средств, собранных на благотворительном балу губернатора в 2014 году. Машина была передана на баланс областного управления социальной защиты. За ней, как и за другими социальными такси, закреплен водитель. Но люди могут болеть, машины – ломаться, или расходуется лимит средств на бензин. А заказов по городу становится все больше,
Анна Царалунга
Фото — Андрей Архипов– В прошлое воскресенье в Левобережном районе были похороны – у женщины, прикованной к инвалидной коляске, погиб сын. Водитель районного социального такси согласился помочь и работал в свой выходной. Здесь за руль садятся особенные люди, своего рода фанаты. Обязанностей у них по подъему и устройству инвалида в салоне очень много, а зарплата маленькая. Работать на городских маршрутах гораздо выгоднее. Вот сейчас хотели мы инициировать перевод социальных такси в ПАТП, которое бы взяло на себя их техобслуживание и платило бы водителям достойную зарплату. Но опасаемся, что и наши автобусы, и «особенные» водители там потеряются. И мы их больше не увидим, – объясняет вице-президент регионального фонда социальной поддержки инвалидов «Жизнь» Анна Царалунга.
Как это заработает?
Надежда Воскресенская в беседе с корреспондентом РИА «Воронеж» предложила организовать в городе специальные остановки для колясочников. Водитель, увидев такого пассажира на остановке, был бы обязан припарковаться к бордюру по всем правилам, с учетом заезда в салон инвалидной коляски. На общих же остановках автобусы заново под колясочника не «перепаркуются», утверждает Надежда.
Но в администрации Воронежа пояснили: если кто-то из водителей маршрутных автобусов, включая «народные», отказывает инвалиду в посадке по тем или иным причинам, или просто игнорирует колясочника на остановке – об этом надо сразу сообщить в муниципальный центр организации дорожного движения по телефону 2605123 и обязательно назвать номер маршрута, остановку и время инцидента.
– Наши люди также всегда могут сообщить об этом мне лично по телефону 89192325169. Будем добиваться все вместе, – добавляет член молодежного совета при воронежской горадминистрации Ольга Тимофеева.