В субботу, 8 июня, в рамках книжной ярмарки Платоновского фестиваля известный литературный критик Павел Басинский на протяжении двух часов рассказывал читателям о самых значительных писателях русской литературы – Льве Толстом, Максиме Горьком и Федоре Достоевском.
Басинский является самым влиятельным исследователем Льва Толстого – он выпустил 2 книги, «Святой против Льва. Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой: история одной вражды» и «Лев Толстой. Бегство из рая». Последняя стала бестселлером и завоевала литературную премию «Большая книга».
- Я во многом случайно стал писать книги. Работал в «Литературной газете» и не помышлял о чем-то еще. Но затем мне предложили написать книгу о Горьком и, я решился, поняв, что другого случая может не представиться. Мне кажется, мне удалось найти ключ к понимаю Горького. По моему мнению, он кроется в одном из эпизодов детства великого писателя. Он заразился холерой, когда ему было 3 года. Отец, ухаживая за больным ребенком, заразился сам и умер. А ребенок выжил. И мать Горького, виня его в смерти мужа, по сути, ушла от сына, бросив его на попечение дедушке с бабушкой. Это наложило сильный отпечаток на Горького. В основе его мировоззрения после этого лежала обида на Бога. «Почему Бог создал этот мир с его злом?» - задавался вопросом он. Он хотел мир менять и в этом был близок Андрею Платонову. Их философию можно назвать так: «переустройство мира на других началах».
По признанию «толстоведа», он несколько раз в год посещает Ясную Поляну.
- Мне кажется, не все понимают уникальность этого места. Нигде в мире нет места, в котором бы настолько сохранилась оригинальная обстановка. В Ясной Поляне множество деревьев, посаженных еще самим Львом Николаевичем. По сути, там все осталось так же, как и тогда. Только электричество появилось.
Основная загадка всех «толстоведов» - уход великого писателя из Ясной Поляны. Как известно, в ночь на 28 октября Толстой, не имея ясного плана действий, тайно покинул Ясную Поляну в сопровождении своего врача Маковицкого. Они сели на поезд и в пути Лев Николаевич простудился и заболел крупозным воспалением легких и немногим позже умер.
- Любая беседа «толстоведов» в Ясной Поляне заканчивается одним и тем же – почему же Толстой ушел? Я убежден, что это была какая-то личная история. Ясно, что Толстой уезжал не умирать, он ехал жить. На одной из станций Лев Николаевич даже набросал план нового романа. Отмечу, что образ бегства, дороги был очень заметен в творчестве Толстого. Рабочее название его повести «Казаки» было «Беглец».