А – Музей Арктики и Антарктики, В – Владимирский собор, воробьи и видеонаблюдение, Г – канал Грибоедова и голуби, С – Смоленское кладбище, река Смоленка, снег, собака и сортир. Сегодня, 6 сентября, в рамках фестиваля «Чернозём» в Галерее Х.Л.А.М. открылась выставка Александра Флоренского «Петербургская азбука», в которой Петербург представлен в виде графических портретов самых известных зданий и знаковых мест города.

– Эта выставка – уже второе пришествие Александра Флоренского в Воронеж, – рассказал Алексей Горбунов, директор галереи Х.Л.А.М. – В 2008 году он уже привозил сюда работы грузинских современных художников. Это было время грузино-осетинского конфликта, и многие в городе эту выставку не поняли, но тем не менее выставка была хорошая. А тем временем Александр ходил по городу и рисовал Воронеж, сделал 15 работ маслом из разных уголков Воронежа, у нас они выставлялись.

Флоренский, в прошлом один из активных участников знаменитой группы художников «Митьки», в течение последних лет создает «портреты городов» : в начале 2011 года вместе с иерусалимским поэтом Михаилом Королём он нарисовал и издал книгу «Иерусалимская Азбука», в октябре – «Тбилисскую Азбуку». В этом году выходит его «Петербургская Азбука». Книга уже готовится к изданию, а пока воронежцы получили возможность увидеть ее «в развернутом виде». О черно-белых рисунках Флоренского спорят, что это: наивное искусство или авангардизм. Но как это ни назови, индивидуальный стиль художника узнается сразу.

– Петербургская азбука – это такой единый живой организм, в котором все буквы стоят на своих местах, и ни одну из них нельзя убрать, потому что это такая стройная система. Все это сделано очень скупыми изобразительными средствами. Дело в том, что Саша является наследником русского авангарда 20-30-х годов, он вобрал его лучшие традиции и, когда смотришь на его работы, такой ощущение, что они сделаны художником-авангардистом 20-х годов, который во время Гражданской войны, когда нет красок и холстов, рисует огрызком карандаша, который он достал из сапога. С одной стороны у него наган, с другой- карандаш, и он в перерыве между боями рисует родной город. И Флоренский, он действительно такой боец искусства, всегда на переднем крае.
Сергей Горшков, художник, куратор визуальной программы фестиваля.

В галерее 33 работы – по количеству букв алфавита. На каждую букву приходится один или несколько питерских топонимов. Здесь же – перекрестные ссылки: так, из-за музея Арктики и Антарктики (А) виднеется Владимирский собор («см. также В и З»), подпись к рисунку Владимирского собора отсылает к А и З. По этим ссылкам можно бродить от рисунка к рисунку, как по улицам. «Флоренский подмечает множество мелких деталей : на его рисунках и воробьи, и фургончик с хлебом, и книжки на развалах блошиного рынка. Периодически на рисунках появляются пометки («Вид из окна моей квартиры») с названиями улиц и номерами домов. Все это делает рисованный Петербург Флоренского чрезвычайно живым и настоящим, и уж точно любимым и уютным городом.

Сам Флоренский приболел и на открытие выставки в Воронеж не приехал – но, по словам организаторов выставки, это дело времени. Сейчас воронежские друзья художника ведут с ним переговоры о том, чтобы Флоренский приехал в наш город и сделал бы здесь «Воронежскую азбуку». Говорят, что предварительная договоренность уже есть, остается найти место в плотном графике художника.

– Я уже начал делать для него шпаргалку по Воронежу, написал 33 буквы, стал составлять список слов. Надеюсь, что это обойдется без наших краеведов, потому что Александр, когда был здесь, постоянно спрашивал, когда это построено, когда перестроено.
Алексей Горбунов, директор галереи Х.Л.А.М.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter