В воронежской исправительной колонии №2 отбывает четырехлетний срок за мошенничество продюсер Игорь Усов, работавший с режиссерами-победителями Каннского кинофестиваля и снявший десятки документальных фильмов. В неволе Усов готовит ленту про быт колонии, а нахождение за решеткой принимает за опыт, который пригодится на свободе. До заключения жизнь столкнула кинодеятеля с известными политиками, он даже увел у олигарха 19-летнюю красавицу. Обо всем этом по порядку – в материале РИА «Воронеж».

Творческая командировка

Пожилой заключенный интеллигентной наружности удивил сотрудников колонии с момента появления – попросился в отряд со строгими условиями отбытия наказания. Другие осужденные стараются облегчить свою долю за решеткой, а ему – чем хуже, тем лучше. О том, что в колонии поселилась редкая «птица», сотрудники и заключенные узнали случайно. Между спецучреждениями объявили конкурс на лучший фильм о колонии, и 66-летний Игорь Усов предложил свою помощь. Объяснил, что хочет использовать время за «колючкой» с пользой, набраться опыта, ведь в современных сериалах часто встречаются сцены в тюрьме. Усов сочинил сценарий «Нет худа без добра», отыскал среди «контингента» человека, разбирающегося в компьютерной обработке видео.

– Меня будто послали в творческую командировку. Я теперь про тюрьму все знаю, могу снять честное кино. Мне всегда завидовали: я летал по жизни мотыльком, мне везло. Вел богемный образ жизни, алкоголь – рекой. Врачи говорили: «Ты чего себя, как пацан, ведешь? От такой дозы кони дохнут». Так что тюрьма – тоже удача, она меня спасла. Здесь есть время все трезво оценить. Научился радоваться малому. Каждое утро просыпаюсь воробьев на решетке. А дальше – солнце встает. Рад, что это вижу. Ни решетка, ни баланда меня не пугают. Многие люди, которых я уважаю и люблю, сидели. Писатели, политики, священники… Тюрьма стала для них творческим трамплином, они не жаловались, – философствует Игорь Усов.

 
 

Детство

В свидетельстве рождения Усова в графе «отец» стоит прочерк. Мать наотрез оказывалась говорить на тему отцовства, не призналась и когда умирала. Отсутствие отцовского плеча Игоря не смущало, был только интерес, чья же кровь в нем течет.

– Меня дразнили то евреем, то американцем, что в 60-е годы было еще обиднее. Мама была русской и меня записала так же, но в этом было лукавство. Что-то южное проглядывалось в моей внешности. Потом тетушка намекнула, что отец – некий грузин, директор завода. Был 1949 год, Сталин свирепствовал. Думаю, что его расстреляли. Враг народа – клеймо для близких. Мама меня спасала, и себя заодно, – уверен бывший кинопродюсер.

На одной сцене со Львом Лещенко

В школе Игорь побеждал в математических олимпиадах, занимался фехтованием. По настоянию матери поступил в Московское высшее техническое училище, но быстро оттуда ушел, поняв, что это не его. Такая же история была в Институте стали и сплавов и Плехановском институте. Единственное, куда хотел поступить, – театральный вуз, но туда Усова не приняли из-за плохой дикции.

– Занимался самодеятельностью в театре, когда вдруг прорезался голос – я запел шаляпинским басом. Даже снимался с молодым Львом Лещенко в популярной передаче «Шире круг». Помню, собрался поступать в консерваторию, уже иду на прослушивание к Кудрявцевой, жене Лемешева. И тут – повестка в армию. Но и там я пел в ансамбле песни и пляски Одесского военного округа. Весь ансамбль – сплошные евреи: скрипачи, виолончелисты консерваторские. Мы с концертами объездили всю Украину, Молдавию, Крым. Это была не служба, а песня, – вспоминает свою молодость Игорь Усов.

После армии Усов устроился помощником звукооператора на телевидении. Карьера быстро пошла в гору. В 1975 году он уже работал звукооператором знаменитого советского фильма «Здравствуйте, я ваша тетя!». Большие деньги Усов заработал в эпоху Михаила Горбачева – в стране разрешили создавать кооперативы, Игорь открыл «Кадр».

– Рядом с моим офисом была автобаза. Я пришел к ее директору: «Хотите, о вашей автобазе сделаю фильм?». Сошлись на 14 тыс. рублей. Это был мой первый заказ. В помощники взял только оператора – своего друга, выпускника ВГИКа. За неделю сделали фильм на черно-белой пленке, прошел на «ура». И пошло-поехало. Когда народ получал по 140-200 рублей в месяц, у меня были тысячные заказы, – похвалился Игорь корреспондентам РИА «Воронеж».

 
 

За неснятый фильм – 80 тыс. долларов

В 1992 году министром информации России стал знакомый Усова, Валентин Сергеев. Чиновник предложил Игорю спецзадание – в противовес «грязным» фильмам НТВ снять хорошее кино про новую Россию. На этом фоне и произошла встреча Усова с олигархом Михаилом Ходорковским.

– Ходорковский работал в особняке на Колпачном переулке, меня к нему привел мой шеф, сказав, что я хочу снять фильм «Нефть России». Ходорковский говорит: «Езжай к Невзлину (один из совладельцев «ЮКОСа» – РИА «Воронеж), я ему позвоню». Невзлин меня спрашивает: «Сколько будет стоить?». Я назвал цену в 80 тыс. долларов. Невзлин говорит: «Давай договор! Деньги переведу, только фильм не снимай, не надо». Вот так иногда мы и зарабатывали, – вспоминает осужденный Усов.

Много фильмов Игорь Усов снял по заказу французского телевидения. В общей сложности поучаствовал в создании 35 фильмов, которые показали на «Третьем канале» во Франции. Был продюсером с русской стороны, организовывал все съемки. Режиссером выступил лауреат государственных премий Игорь Беляев.

– Мы сделали трехсерийный фильм «Иосиф Сталин – человек или дьявол». Французы его продали в 140 стран мира. Затем был фильм «Исход» – об оттоке евреев из России. Потом – «Фантом с красной площади» о Ленине. Снимали, как в мавзолее ученые каждый месяц «реанимируют» Ильича. Артема Боровика пустили туда только через два года после меня.

 
 

«Она предпочла Ходорковскому меня»

Отдельная история связана с возлюбленной Усова. За 19-летней Ириной, секретарем его знакомого-чиновника, ухаживала вся верхушка «ЮКОСа». Но Ирина выбрала 45-летнего Усова.

– Мы уехали в Питер на неделю, тут звонит шеф, злой: «Куда ты дел мою секретаршу?!!». Когда вернулся в Москву, сразу к нему. Я только ступил на порог, а он уже говорит: «Я к ней запретил прикасаться Невзлину и Ходорковскому, а ты-то куда?!!». Оказывается, он тоже на нее глаз положил. Я перешел дорогу ему, генералу КГБ. И это был конец наших деловых отношений, – рассказал Игорь.

Ради своей Ирины Усов расстался с женой, оставив ей все нажитое. Родители Ирины не одобрили их отношений, отец бросался на Усова с кулаками. Но паре было все равно, через год Ирина родила дочь.

– Я тогда сошел с ума от счастья, у меня натурально поехала крыша. Повез ее по миру, в самые лучшие места. Подумал, что я – Ходорковский, что сижу на нефти и могу все. Я прогулял 3 млн долларов! Купил шикарную квартиру на Тверской, заказал эксклюзивный ремонт на 250 тыс. долларов. И деньги закончились. Пошел просить в долг к бывшему шефу, но тот поставил условие – отписать ему эту самую дорогую квартиру. Сделал, как он просил, но с заказами он мне все равно не помог. Он мне так отомстил за Иринку, – подперев рукой голову, рассказывает Игорь Усов.

С Ириной Усов развелся – молодая жена привыкла жить на широкую ногу и не потерпела финансовых трудностей. В колонии Игорь сидит за мошенничество – хотел «помочь» другу провернуть налоговую схему, а в итоге «товарищ» написал на Усова заявление, что тот планировал отнять у него бизнес.

– Он просил на суде меня отпустить, но «машина» уже была запущена, и ничего отыграть не поучилось. Меня судили за покушение на мошенничество и дали почти предел – четыре года и иск в 300 тыс. рублей, – объяснил Игорь Усов.

 
 

На свободе Усова ждет только дочь. Она пошла по стопам отца – учится на режиссера.


Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».