Дом 72-летнего пенсионера Филиппова с семиметровым ветряком во дворе стоит на улице Степана Разина. И это кажется символичным: механик-самоучка творит на улице, носящей имя казака-бунтаря, не побоявшегося пойти наперекор историческому порядку вещей. Такой же бунтарь - только научный - выходит, и Филиппов: своим пытливым нестариковским умом дед-самородок решился опровергнуть незыблемый научный постулат о том, что «вечный двигатель» невозможен. Как это невозможен, когда Иван Васильевич пообещал всей улице Степана Разина – двигатель этот обязательно будет!
Вровень с Богом
Заходишь с улицы в полутемную прихожую и невольно замираешь. Прямо на тебя глядит человек. Приглядываешься – не человек это вовсе, а искусно вырезанная в полный рост деревянная фигура высотой под два метра. И это ни много ни мало - Иисус Христос, вырезанный дедом из березы в конце прошлого года, когда умерла супруга Валентина Ивановна, с которой прожили 37 лет. Тогда и остался старик совсем один (детей они не нажили) . Сразу же после смерти жены, чтобы малость отвлечься, Иван Васильевич и взялся за резец.
Так появился на свет 188-сантиметровый Христос, склеенный из пяти частей. Хозяин дома ростом пониже, и когда он подходит в деревянной фигуре, то смотрит в лицо Богу, как водится, снизу вверх. Хотя дед Иван и не думает ровняться со своим произведением - куда ему, старому, до Всевышнего.
Он для меня и икона, и собеседник. Молиться ему не молюсь, захожу в дом - просто кланяюсь. Сделал его прошлой осенью - жену схоронил, а сосед как раз в эти дни большую березу спилил у себя во дворе, я и попросил себе часть. Режу по дереву я всю жизнь, вон на серванте олень, орел, но никогда не думал, что Христа смогу сваять.
Чтоб из искры не возгорелось пламя
Всю свою жизнь рабочий грибановского мебельного комбината что-то придумывал и изобретал. Его мать и отец к технике отношения не имели – они разводили свиней. И в кого он такой неугомонный уродился – сам не знает. Этакий шукшинский чудик грибановского розлива.
Несколько лет назад Иван Васильевич писал губернатору Кемеровской области Аману Тулееву о том, что создал приспособление для отбойного молотка, позволяющее полностью гасить искры при работе шахтеров под землей - в те годы как раз шахты Кузбасса горели часто. Описание отослал в администрацию области, ее переправили на какую-то шахту, а ответа оттуда он так и не получил…
Другой экономичный двигатель собственной конструкции, работающий на пару, предложил местному сахзаводу. Хотя его испытания прошли на пять баллов, агрегат не приняли в эксплуатацию - без документов и сертификатов.
А ветряк, который смастерил Иван Васильевич, и сегодня виден со всех точек восточной окраины поселка. Раньше, когда с супругой держали скот, а нем пепремалывали корм. Но теперь поросят давно нет, а вполне рабочая мельница терпеливо ждет ветра в свои лопасти. Как судно, стоящее на приколе, - попутного ветра в паруса.
На круги своя
Но сегодня пенсионер озабочен не поисками ветра, а доведением до ума вечного двигателя – главного детища всей своей жизни.
Да, дед слышал, что такового в природе быть не может. Да, он – самоучка без технического образования. Да, пенсионер не читал умных книг, в которых объяснялось, почему вечный двигатель невозможен. Но Иван Васильевич, как Галилео Галилей, кинувший в XVII-м веке в лицо отцам великой инквизиции «А все-таки она вертится!», верит – вечный двигатель сделать можно.
Можно - теми самыми руками, которые несколько лет назад создали целый сквер со сказочными фигурами перед фонтаном ДК «Мебельщик». Руками, смастерившими велосипедную коляску с ручным приводом для супруги, когда у нее начались проблемы с ногами. Руками, что искусно вырезали точную копию картины Ивана Крамского «Портрет неизвестной» и сделали из металла уменьшенную копию Ла-5 - одномоторного истребителя времен войны с крутящимся от моторчика винтом.
А «вечный двигатель» - вот он, почти готовый лежит на стуле в изголовье кровати. Описать замысловатую конструкцию довольно сложно. В ее основе - два алюминиевых круга, движущихся на оси. В круги вмонтированы металлические вставки, которые крутят колесо при приближении к нему мощного магнита на специальном штыре. Одна проблема – в изоляторе, который должен свести силу трения к нулю.
Зачем деду вечный двигатель - непонятно.
- Он нужен мне! - уверен хозяин. - Дело не в деньгах или гонорарах, я их все равно не увижу. Просто знаю – до разгадки мне осталось совсем немного.
Параллельно с разрешением загадки вечного двигателя пенсионер Филиппов наметил для себя куда более прозаичное дело – сконструировать знакомому одноногому инвалиду трехколесный мопед с двумя скоростями. К началу лета успеть надо, обещал. Да вот недавно с женщиной познакомился, надо как-то от своего хобби время для общения с ней выкраивать.
Но деду не до лирики. И если для большинства людей планеты Земля самый надежный «вечный двигатель» - обычная любовь, то для него – два железных колеса затейливой конструкции, пылящиеся возле кровати…