Вчера, 23 мая, известный актер Иван Охлобыстин говорил с воронежцами «за жизнь». В концертном зале прошел его моноспектакль «Духовные беседы», сценарий которого по ходу писали зрители: они задавали вопросы, а Иван Иванович на них отвечал – кратко или развернуто, в зависимости от поставленной тематики. Например, о своей семье – любимой супруге Оксане и шестерых детях, Охлобыстин рассказывал с удовольствием, хоть и признался, что воспитание детей, «как и большинство мужиков в нашей стране, сбагрил жене». О том, как пришел в церковь – заявил, что это слишком длинная история, рассказ может затянуться до вечера следующего дня. А на вопрос «Если бы вы были президентом России, как бы поступили с Украиной?», Охлобыстин отшутился: «Слава Богу, я не президент России, поэтому доверюсь Владимиру Владимировичу».
Корреспонденты РИА «Воронеж» тоже немножко «попытали» актера. В частности, мы поинтересовались его мнением относительно нового закона о запрете мата в произведениях литературы, искусства и на сцене, вступающего в силу с 1 июля.
Фото: Наталья Трубчанинова
– В разговорной речи я вообще строго отрицательно к мату отношусь, – заявил Охлобыстин. – Хотя ведь некоторые на таком языке разговаривают, даже не замечая, как переходят в беседе на светский язык – без внутреннего конфликта. Когда я писал сценарий с нецензурными выражениями, то пользовался ими аккуратно: брал не целую фразу, а одно слово. Причем старался так деликатно это обставить, чтобы не получилась тенденция. Поэтому закон, конечно же, нужен. Но в нем следует сделать разумную оговорку – для Довлатова. Шнуром мы можем и пожертвовать, а Довлатовым – нет, – объяснил Иван Охлобыстин.
– Знаю, сейчас еще собираются что-то делать с матом в интернете. Только непонятно, как это можно контролировать тотально? Мне кажется, нужно сосредоточиться на теме персонификации – не допускать анонимного общения. Несмотря на вседозволенность в интернете, человек должен быть ответственным за то, что он своими постами несет в мир. А то слишком много грязи и грубости выливается. Вместо того, чтобы наше ускользающее время использовать для чего-то хорошего, мы друг друга троллим, не находим общего языка. И вот эта провокационная безнаказанность лишает нас возможности самосовершенствоваться, – заявил актер.
– Вы и сами активный интернет-пользователь, на днях приняли участие в твиттер-акции #SaveOurGuys, и вообще у вас много постов, посвященных украинским событиям. Остро переживаете происходящее?
– Конечно. Я пастырь, я обязан следить и агрессивно реагировать на гибель людей. То, что случилось в Одессе – это же ужас! Война нецелесообразна, война ни к чему не приведет. Тем более война среди славян. Американцы не понимают, что начали, в какую яму попали и чем это им аукнется. Почти у каждого из нас есть родственники и в Белоруссии, и в Украине – мы все обвязаны, как паутиной: здесь наступил – там звякнуло. Конечно, мы будем отстаивать до последнего наши государственные приоритеты. Можем быть, под влиянием наших СМИ. Мы дали задание своему правительству, чтобы оно защищало нас.
– А какие наставления даете в соцсетях молодежи?
– Да какие наставления можно давать, если конструктивный диалог между странами потерян?! Я общаюсь с ребятами в Твиттере – так всего за пару дней они утрачивает способность к критическому мышлению. При том, что я готов, я говорю им: «Мотивируйте, если я чего-то не знаю про ваше положение». Есть же общечеловеческие точки соприкосновения. Но они их словно не замечают. Это уже опасный предел, и нам самим нужно защищаться, чтобы нас не обработали. Сегодня наблюдал за школьниками, которые шли с последнего звонка, и думал: ни в коем случае нельзя упустить это поколение, иначе получится такой же кошмар, как на Украине. Вы посмотрите, что они сделали со своей молодежью! У них сейчас движущая сила – 15-16-летние фанаты! Их же расстреливать неудобно! Когда ты дерешься со взрослым, чувствуешь предел: сейчас он тебе либо в глаз двинет, либо убьет. Что на уме у пьяных, агрессивно настроенных подростков, неизвестно. Поэтому тут без вариантов: надо сразу бежать, иначе убьют! Звучит чудовищно, но это житейский опыт. При этом нельзя ничего навязывать нашей молодежи, нужно предлагать. Нынешнее поколение достаточно разумное, чтобы самому выбрать себе эстетику, внутренний строй, благородные намерения. Мне нравится краткий формат постов в интернете, всегда стараюсь уложиться в 150-170 символов. Недавно написал: «Каждый русский мальчик должен верить, что он рожден, чтобы спасти весь мир. Каждая русская девочка должна мечтать родить больше таких мальчиков». Читателям очень понравилось, столько лайков заработал!
Фото: Наталья Трубчанинова
– Как продвигается ваша затея с выпуском маек в поддержку Донецкой народной республики? (На днях Охлобыстин анонсировал в Твиттере акцию по производству футболок с принтом ДНР – РИА «Воронеж»).
– Футболки выйдут где-то через недельку. Там, кроме принта ДНР, еще будет изображение солдата с оружием в руках и надпись No Fear («Страха нет»). Реализовывать планируем через интернет-магазины и по спецзаказам оптовых клиентов. Сейчас думаем, как передать часть партии народному губернатору Донецка.
– В последнее время часто ведутся разговоры о возвращении норм ГТО. Как думаете, поможет ли это возродить массовый спорт, и станем ли мы от этого здоровее?
– Это замечательно. Нужно возрождать традиции «Зарницы». Помню, как мы с азартом бегали, срывая друг с друга бумажные погоны. А сейчас-то можно под это дело привлечь федерацию пейнтбола, реконструкторов. Например, если бы сегодня я был студентом, чем бы я мог заняться в свободное время? Ну, сводил бы разок девчонку на дискотеку, ну покатался бы с друзьями на великах, ну потусили-поплясали – и у меня бы еще осталась куча свободного времени. Я с удовольствием поиграл бы в пейнтбол, не будь он таким дорогим! К сожалению, не все себе могут позволить закупить обмундирование и оружие для игры. Нужны бюджетные вливания на это дело. А если бы государство в рамках подготовки ГТО взяло бы на себя затратную часть, было бы здорово. Кстати, и взрослым целлюлитным дядькам было бы полезно побегать, и пятиклашкам. Скажем, в назначенные даты проводить «Зарницу», а в остальное время давать детям возможность просто прийти погонять, пострелять – вместо того, чтобы ханку-то жрать на пикниках. Страна однозначно была бы здоровее!
Фото: Наталья Трубчанинова
Минувшей зимой из-за фразы «Я бы их всех живьем в печку запихал!» Иван Охлобыстин оказался в центре гей-скандала, и чуть не стал фигурантом уголовного дела по статье «Возбуждение ненависти либо вражды». О сказанном актер не жалеет:
– Нет, своему мнению я буду верен до конца. Бесовня забыла свое место. Не надо, конечно, никакого радикализма, но это не должно перед глазами наших детей вертеться! И дети не должны думать, что это нормально. Это ненормально, и надо на этом настаивать! Иначе мы вымрем как нация.
P.S. Благодарим компанию ART.EVENTS за помощь в организации интервью.