Отец Алексей (Кузьминов) стал настоятелем Свято-Никольского храма города Землянск Семилукского района в январе 2015 года. Еще в 2013 году он служил подполковником полиции – заместителем начальника охраны общественного порядка ГУ МВД России по Воронежской области. Службе в полиции батюшка отдал 23 года своей жизни. Корреспонденты РИА «Воронеж» узнали, как и почему произошел поворот в судьбе полицейского-батюшки.

Фото: 1 из 39

Фото — Андрей Архипов, из архива семьи Кузьминовых и с сайта Воронежской митрополии

С чего все началось

Родился будущий священник в Орле. Учился в Московском институте приборостроения, а потом пошел служить во внутренние войска. Попал в Нагорный Карабах, где тлел тогда и тлеет до сих пор огонь межнационального конфликта. Там прослужил год – о нем отец Алексей говорить не любит. После Карабаха была служба в Воронеже, ВВ-шники вместе с милицией патрулировали улицы города во время массовых мероприятий. Возле цирка солдатик Кузьминов познакомился с девушкой, проходившей мимо по улице.

О службе во внутренних войсках Алексей Кузьминов говорить не любит 
 

Вот как об этом сегодня рассказывает матушка Светлана:

– У меня папа всю жизнь прослужил в милиции, и об этой работе я знаю не понаслышке. Мы жили возле цирка, и я гуляла с собачкой по улице, познакомилась с солдатом-срочником Лешей. Обменялись телефонами, он мне звонил, когда уходил патрулировать улицы города, а я резала ему бутерброды и тащила все это на свидание. Встречались мы около года, а осенью 1992 поженились и почти сразу же повенчались. Я училась в институте, потом пошла работать в Ленинский РОВД, отец настоял, чтобы я, как и он, носила погоны.

Матушка Светлана 
 

Светлана Георгиевна вышла замуж за солдата-срочника внутренних войск Лешу Кузьминова, потом была женой полицейского Алексея Кузьминова, а теперь стала матушкой при отце Алексее. При этом Светлана тоже носит погоны подполковника полиции и служит там же, в «управе», где заканчивал службу ее муж – старшим инспектором отдела по реабилитации жертв политических репрессий и специальных фондов информационного центра ГУ МВД России по Воронежской области. У супругов есть 22-летняя дочь Надя – студентка ВГУ и сын – школьник 9-летний Никита.

Почему полицейский пришел в Церковь

Алексей Кузьминов с сослуживцами
 

Поначалу Алексей Кузьминов устроился в патрульно-постовую службу. А в 2005 году возглавил Центр временного содержания несовершеннолетних. Там судьба свела его с иереем Романом (Вылуском), приходившим для общения с малолетними правонарушителями.

Однажды батюшка поинтересовался, ходит ли начальник Центра в храм, верует ли. Алексей Анатольевич с супругой были верующими людьми, но, как и большинство тех, кто ходит на работу к 9:00, а идет домой в 18:00 супруги посещали церковные службы от случая к случаю. Иерей Роман пригласил милиционера в храм, и с 2006 года Алексей стал помогать ему в церковных службах, совмещая это со службой в полиции.

 
 

– В 2008 году иерей Роман как-то спросил меня: «А не замахнуться ли нам на духовную семинарию?» Я буквально опешил! Какая семинария, я ношу погоны и уходить со службы не собираюсь. Я тогда как раз стал начальником милиции общественной безопасности Центрального РОВД Воронежа. Коллеги знали, что я регулярно посещаю храм и звали меня «батюшкой». Но одно дело посещать службы и совсем другое – поступать в семинарию. Это же означает коренным образом поменять свою жизнь, – рассказал отец Алексей.

Супруга поддержала мужа.

– Я сказала ему тогда, чтобы поступал так, как душа лежит и велит сердце. Это решение далось ему непросто. Мы оба понимали, что придется менять устоявшийся уклад жизни. Но, тем не менее, он выбрал церковь, – рассказала Светлана Георгиевна.

Как офицер превратился в священника

Подполковник-семинарист
 

В воронежскую духовную семинарию офицер полиции поступил в 37 лет в звании майора , успешно пройдя собеседование и написав на вступительном экзамене сочинение про Тихона Задонского. Учебу и сессии офицер совмещал со службой. А на защиту диплома Алексей Кузьминов пришел в форме подполковника полиции. На службе у него наметились неплохие карьерные перспективы – Алексею предложили занять должность начальника управления по охране общественного порядка ГУ МВД России по Воронежской области. Надо было выбирать. И в 2013 году он все– таки написал рапорт, забрал вещи из кабинета и в тот же день пришел в Благовещенский собор Воронежа, а 2 января 2014 года он был рукоположен в священники. В начале января 2015 года был назначен настоятелем Свято-Никольского храма Землянска.

«В полиции служил и в храме теперь служу» 
 

– Жизнь моя сейчас не очень-то изменилась: и в полиции служил, и теперь в храме служу. Правда, начальство нынче другое и общается оно с нами куда более мягко, нежели полицейское. В церкви вообще чувствуешь себя немного психологом: люди разные приходят, с разными проблемами, и к каждому надо подход найти, размягчить ему сердце. Я и сам другим человеком стал. Когда форму носил, был куда жестче. Тогда, наверное, людей, окружающих меня с одной стороны видел, а священник должен видеть людей с разных сторон, – вспоминает отец Алексей.

Он уверен, что в решении стать священником большую роль сыграла и его жена.

«Он все такой же заботливый муж и отец»
 

– В муже немногое поменялось, когда он надел рясу, – признала матушка Светлана. – Он все такой же заботливый отец и муж. Помогает мне по дому – и посуду мыть, и белье стирать, и на кухне готовить. Например, на Рождество мы вместе с ним запекаем нашу фирменную утку в соусе. В последние годы у нас с ним отпуска не совпадают, так он сам возит детей летом на море, хотя мы стараемся, как и раньше, отдыхать все вместе. Правда раньше большинство разговоров вращались вокруг службы в полиции, а теперь супруг рассказывает мне о людях, приходивших в храм на службу, об их проблемах, и я чувствую – он стал мягче, чем когда носил погоны. Я боялась, что после выхода на пенсию по выслуге нет муж не найдет, где себя реализовать – у бывших полицейских это случается часто. Я очень рада тому, что он нашел себе дело по душе, к которому, может быть, шел всю жизнь, сам не зная об этом.

Чего достиг отец Алексей

Отец и сын.
 

Семья отца Алексея живет в Воронеже, а сам он каждый день ездит на службу в Землянск, вечером возвращаются домой. В выходные с ним в храм ездит супруга, а 9-летний Никита ездил в церковь с отцом почти все летние каникулы.

– Мне в церкви все интересно, хотя буду или нет священником, как папа – пока не знаю. Хочу быть врачом, лечить людей, – говорит Никита.

За неполный год, что отец Алексей служит в храме, прихожан стало вдвое больше. Один из них – владелец небольшого цеха по производству пластиковых окон – безвозмездно вставил несколько новых окон в церкви. Теперь главная задача – до зимы перестелить пол. А уж текущих дел – служб, соборований, крестин и отпеваний иерей Алексей и не считает – милицейская «палочная» отчетность здесь неуместна. Зато многие его бывшие коллеги по «управе» приезжают именно в Свято-Никольский храм Землянска помолиться, а заодно полюбопытствовать – как их бывший сослуживец справляется со своей новой миссией.

«Главная награда – если человек с добрым сердцем из храма уходит»
 

– У меня около десятка профессиональных наград за службу в «органах»,– говорит отец Алексей.– Но одну из них особо помню до сих пор. В 1996 году, еще когда я служил в патрульно-постовой службе, к нам поступил сигнал от жильцов, что в пустой соседней квартире копается посторонний человек. Я был старшим наряда. Подъехали. Видим, по двору идет мужик и тащит две сумки с вещами. Остановили, проверили документы, задержали. Вор-домушник, рецидивист оказался, в кармане оружие у него нашли. Так вот меня и водителя, с которым мы задерживали его, тогда наградили импортными спортивными костюмами. Тогда это дефицит был. Принес его домой, жене показал, прямо праздник был! А теперь для меня главная награда, если человек с добрым сердцем из храма после службы уходит.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».