Сегодня в Воронеже завершается трехдневный научный семинар «История в кино и история кино», который организовал Германский исторический институт (Москва) совместно с Воронежским региональным центром устной истории при поддержке Фонда Фритца Тиссена (Кельн). Семинар собрал в стенах ВГУ известных докторов истории из Берлина, Мюнхена, Потсдама, а также воронежских ученых, культурологов, юристов, педагогов, студентов.
Участники дискуссии проанализировали главные события XX века через ракурс документального и художественного киноискусства, а также обсудили, как сам кинематограф смог повлиять на эти события и на весь ход истории. Немецкие ученые представили документальную кинохронику Третьего Рейха, а также послевоенные немецкие фильмы времен «оккупационной зоны», а затем ФРГ и ГДР. В формате такой открытой научно-общественной дискуссии эти фильмы в России демонстрируются впервые.
Киноискусство на семинаре представлено не только в качестве выдающихся произведений кинематографа, но и как мощное пропагандистское орудие в столкновении двух систем Востока и Запада – между Первой и Второй мировыми войнами, между Второй мировой войной и «холодной», между «холодной» войной и падением Берлинской стены.
– Это принципиально новый формат нашей работы вне Москвы. Мы начинаем серию таких конференций по России. Воронеж –первый город на нашем пути, потому что здесь у Германского исторического института уже установлено тесное сотрудничество с Региональным центром устной истории. Теперь у нас есть намерения развивать отношения с Воронежским государственным университетом. Воронежский регион для нас особенно интересен, поскольку, на мой взгляд, жизнь здесь сейчас развивается наиболее интенсивно, и ваша молодежь очень открыта, способна воспринять эту сложную научную дискуссию о киноискусстве как историческом исследовании. Мне приятно, что в конференц-зале ВГУ собрались не только ученые-историки, но студенты и аспиранты из разных вузов, педагоги, юристы, филологи, дизайнеры. Это прекрасный пример междисциплинарной работы,
Киноискусство не только отражает, но и творит новую реальность. Пропагандистские произведения гениальных режиссеров – советского, Сергея Эйзенштейна, или немки Лени Рифеншталь – напрямую повлияли на ход событий 20 века. По мнению Николауса Катцера, главным медиа XX века являлось кино, которое отражало события того времени.
– Новые события становятся следствием нового мировоззрения, измененного через кинематограф. Визуальные образы здесь сдвигают наше мировоззрение и особо формируют историческую память. Есть тесная связь между развитием кинематографа и концентрацией исторических событий в прошлом веке, - отметил Катцер. – Мне бы хотелось, чтобы участники сегодняшнего семинара смогли критически оценить эти мощные медиа-средства, увидеть их границы для объективного осмысления истории. Ведь кинофильмы и их визуальные образы – это еще не все. Нужно также работать с текстами, с документами, с устными свидетельствами живых людей. Эти аспекты очень важны для преподавания истории в школах как Германии, так и России.