Федеральные власти ввели запрет на ввоз сельскохозяйственных продуктов из стран, поддержавших санкции против России. В «черный» список попали молочная продукция, говядина, мясо птицы, свинина, а также сыры, рыба, овощи, фрукты и орехи из стран Евросоюза, США, Канады, Норвегии и Австралии. Смогут ли российские производители заменить импорт? Ждать ли дефицита продуктов питания и повышения цен?
Глава Воронежской области Алексей Гордеев:
– Если бы 15 лет назад, когда в России 80% мяса птицы и 75% сахара было импортным, мы получили бы запрет поставок продовольствия с Запада, нам просто нечего было бы есть. Но за эти 15 лет мы полностью изменили баланс, и сегодня на прилавках 91 процент мяса птицы - отечественного производства, свинины – 82 процента. Нам совсем чуть-чуть осталось до полного самообеспечения. Эмбарго дает шанс отечественным производителям ускорить развитие и нарастить мощности.
Председатель Торгово-промышленной палаты Воронежской области Юрий Гончаров:
– Серьезных ценовых скачков мы не прогнозируем. Большинство продуктов, которые попали в санкционный список, производятся и в России. Заменить недостающие качественные продукты помогут «разрешенные» импортеры – к примеру, говядина может поставляться из Латинской Америки, стран БРИКС. Зато сложившаяся ситуация даст стимул для развития местным аграриям. Законы рынка таковы, что если кто-то его покидает, на освободившееся место сразу же кто-то приходит. В Воронежской области много хозяйств, работающих в разных сферах сельского хозяйства. Мы надеемся только на рост производств наших предприятий.
Основатель холдинга «Молвест», депутат Госдумы Аркадий Пономарев:
– Потребности российского рынка в молоке отечественные производители обеспечивают примерно на 90 процентов. «Импортную» часть будет достаточно легко возместить самостоятельно, без привлечения зарубежных производителей. Единственным продуктом, с замещением которого могут возникнуть проблемы, является сыр. Эту нишу займут российские и белорусские сыры, но вот быстро найти аналоги высококачественным сырам из европейских стран будет сложно. Существенного скачка цен на продукты ожидать вряд ли стоит, однако нужно быть готовым к тому, что найдутся спекулянты, которые захотят поживиться на ситуации с введением эмбарго. Контролировать их, не давать искусственно взвинчивать цены – задача властей на местах и контролирующих органов – к примеру, антимонопольной службы. Нельзя уподобляться таксистам, которые накручивали стоимость поездки в Москве во время теракта в аэропорту «Домодедово».
Управляющая рестораном MilanoRicci в Воронеже Елена Демидова:
– Со временем, мы надеемся, политическая ситуация наладится. Если нет, будем искать варианты перехода на отечественные аналоги «запрещенных» продуктов – к примеру, в отношении сыров и морепродуктов. У нас уже есть такой опыт– недавно мы отказались от зарубежных поставок говядины и начали закупать мраморное мясо в Рамонском районе. Качество не хуже импортного, а стоит немного дешевле, так что на стоимости блюд смена поставщика не отразилась. К счастью, запрет не коснулся алкогольной продукции – это бы ударило по ресторанному бизнесу серьезно.
Николай Шалыгин, руководитель ресторана русской кухни «Гармошка», «Чебуречная №1» и сети пиццерий «Папа Джонс» в Воронеже:
– Мы используем несколько позиций импортных продуктов – говядину, баранину, морепродукты, норвежскую семгу, сыры, фрукты. Предполагая такое развитие ситуации, мы заранее озаботились поиском отечественных производителей, которые могли бы заместить импортные позиции. Буквально сегодня получили пробную партию достойной говядины от рамонского предприятия. Предвижу проблемы по замене сыров: у оригинальной моцареллы для пиццы есть сложно воспроизводимые нюансы. Могут оказаться под угрозой – популярные десерты на основе маскарпоне и других итальянских и французских сыров и сливок. Остальную продукцию мы сможем заменить, но нас очень беспокоит стоимость такого замещения: к примеру, нам сегодня позвонил один из сразу поставщиков и предупредил о грядущем повышении цен.
Исполнительный директор ООО «ЭкоНиваАгро» Александр Рыбенко:
– И покупатели, и отечественные производители только выиграют, если прекратится ввоз в Россию не совсем качественной, но дешевой продукции. Несколько лет подряд на встречах с властями разного уровня мы просим упростить российским производителям доступ на рынок, чтобы мы могли крепко встать на ноги. Нам есть что предложить потребителям. Вчера мы получили партию коров из Америки – 1,5 тысячи голов, через полгода это стадо начнет давать молоко. Кроме того, мы уже сдали первую очередь молочного комплекса в селе Верхний Икорец Бобровского района, к концу 2015 года он заработает на полную мощность.
Я сам достаточно обеспеченный человек, но честно скажу – никогда хамон не ел и по этому поводу не переживаю. И вообще – тех, кто этот самый хамон и другие изыски любит, не больше пяти процентов населения страны. Эти люди получают зарплату в валюте, а не стоят у станка. Если им так сильно будет недоставать хамона – что ж, пусть едут за границу и едят его там. Или подождут, пока аналогичный продукт нам не поставит какой-нибудь разрешенный импортер.
СПРАВКА
Указ о запрете на ввоз продовольственной продукции из Евросоюза, США, Норвегии, Австралии и Канады президент России Владимир Путин подписал в среду, 6 августа. Уже 7 августа правительство РФ утвердило список продуктов, попавших под действие эмбарго. Запрет введен на год.
По мнению аналитиков, от ввода санкций, в первую очередь, могут пострадать страны Евросоюза. Так, Глава представительства ЕС в России Вигаудас Ушацкас заявил «Известиям», что потери ЕС от ограничений оцениваются в 12 млрд евро. В частности, озабоченность выказали бельгийские производители груш, поскольку 80 % их продукции поступало в Россию. Следом отреагировали и голландцы – по объемам экспорта сельскохозяйственной и плодоовощной продукции в Россию Нидерланды занимают второе место в мире.
Подробный список запрещенных продуктов можно скачать ЗДЕСЬ.