Расширение тарифного коридора по ОСАГО со вторника, 9 декабря, стало ответом регулятора и страховщиков на главный тренд рынка: стоимость возмещения убытков растет, а их размер становится тяжелее. Это подтверждают данные совместного исследования страховой компании «Согласие» и платформы Авито Авто.
При средней выплате 108 тыс. рублей за девять месяцев 2025 года количество выплат на сумму 350−400 тыс. рублей выросло на 37% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Это означает, что у виновника ДТП без полиса многократно возрастают риски столкнуться не просто с неприятным расходом, а с неподъемным для личного бюджета счетом за ремонт чужой машины.
Рост зафиксирован и в других «категориях» убытков: количество выплат размером 250−300 тыс. рублей выросло на 27%, 150−200 тыс. рублей – на 24%, 200−250 тыс. рублей – на 18%, 300−350 тыс. рублей – на 14%.
Этот тренд на удорожание убытков находит прямое подтверждение в ценах на ремонт. Для наглядности эксперты сравнили среднюю стоимость полиса ОСАГО в Воронежской области и потенциальные затраты на ремонт популярных моделей автомобилей. Так, например, замена бампера на пострадавшем Haval F7 обойдется не застрахованному виновнику в 85−110 тыс. рублей. С ОСАГО, средняя цена которого в регионе составляет 5,9 тыс. рублей, «экономия» составит более 70 тыс. рублей. Ремонт двери Lada Vesta (ОСАГО – 5,7 тыс. рублей) обойдется в 60−80 тыс. рублей, то есть благодаря наличию страховки виновник ДТП «сэкономит» более 50 тыс. рублей. Замена лобового стекла на Toyota Camry может обойтись в 70−90 тыс. рублей при стоимости ОСАГО в 7 тыс. рублей.
И это цены только за отдельные детали и кузовные элементы, в то время как в ДТП чаще всего страдают несколько деталей, что делает ремонт значительно дороже.
Есть автомобили с низкой стоимостью запчастей. К ним можно отнести легендарную Lada «Нива». Здесь замена бампера обойдется всего в 5 тыс. рублей. И для автовладельца, привыкшего к таким ценам, будет сложно представить, что такое же повреждение на другом автомобиле может стоить в 20 раз дороже. А защита от такого риска на «Ниву» стоит всего 4,2 тыс. рублей.
Мы наблюдаем тревожный тренд: стоимость ремонта растет, а вместе с ней – и тяжесть убытков для кошелька водителя, который пренебрег полисом. Когда число выплат в 350−400 тыс. рублей за год вырастает более чем на треть, это перестает быть статистикой. Это прямое указание на то, что риски стали дороже. Средняя выплата в 108,5 тыс. рублей за полугодие – лишь верхушка айсберга. Полис ОСАГО сегодня – это не формальность, а эффективный способ гарантированно избежать финансовой катастрофы.Дмитрий Соколов
Заместитель директора департамента андеррайтинга и управления продуктами «Согласия»
Стоимость полиса рассчитывается по формуле ЦБ РФ и зависит от базового тарифа и корректирующих коэффициентов: территориального, возраста и стажа водителя, мощности автомобиля и истории страхования. Такой подход позволяет справедливо распределять стоимость страхования по реальным рискам.
В рамках программы льготного страхования по ОСАГО существуют специальные коэффициенты и скидки, которые позволяют снизить стоимость полиса для определенных категорий водителей. Например, действует скидка за безаварийную езду (КБМ), которая уменьшает цену страховки до 54% в зависимости от количества лет, прошедших без страховых случаев.
Исследование наглядно демонстрирует, что ОСАГО остается эффективным инструментом финансовой защиты для автовладельцев во всех регионах России и обеспечивает существенную экономию при наступлении страхового случая.