В преддверии открытия нового музыкального сезона 2016/2017 РИА «Воронеж» запускает спецпроект, который поможет сориентироваться в классической музыке. В материалах – ответы на вопросы, где лучше слушать классику в Воронеже, что надеть в оперный театр и на что обращать внимание во время концерта.
В составлении первой инструкции о том, как слушать классику, корреспонденту РИА «Воронеж» помогал дирижер академического симфонического оркестра Воронежской филармонии, заслуженный деятель искусств Воронежской области Игорь Вербицкий.
Фото – Роман Демьяненко (из архива)
С чего начать?
Знакомство с классической музыкой можно смело начать с произведений самых известных композиторов. Для начала стоит послушать Моцарта, Бетховена и Баха, а из русских композиторов полюбить классику помогут Чайковский, Глинка и Рахманинов. Их музыка может быть воспринята очень легко и подвигнет человека на плотное знакомство с классикой, считает Игорь Вербицкий.
Как слушать классику?
Интернет сегодня предоставляет фантастические возможности для интересующихся классикой – достаточно вбить в поисковик название произведения или имя композитора и слушать предложенные варианты. Игорь Вербицкий советует слушать одни и те же композиции в разных исполнениях, например, одну и ту же симфонию в исполнении разных симфонических оркестров или фортепианный концерт в исполнении разных пианистов. Так произведение откроется по-новому, можно будет заметить в нем тонкие нюансы, которые каждый музыкант подчеркивает по-своему.
А вот слушать классику в машине Игорь Вербицкий не рекомендует – в отличие от поп- или рок-музыки в классике гораздо больше «слоев», что требует от слушателя большей внимательности. Находясь за рулем или в общественном транспорте, эти тонкости можно попросту упустить.
Лучше всего слушать классику в живом исполнении – только так вся сложная структура классического произведения предстанет во всем полнозвучии.
Фото – Роман Демьяненко (из архива)
Где лучше слушать классику в Воронеже?
В столице Черноземья две основные площадки, где можно послушать классику, – это Воронежская филармония и Воронежский концертный зал (опера будет рассмотрена в отдельном материале спецпроекта – РИА «Воронеж»). В филармонии регулярно выступают Академический симфонический оркестр, Губернаторский эстрадно-духовой оркестр, ансамбль «Воронежские солисты», камерные ансамбли. В Воронежском концертном зале дает концерты Воронежский молодежный симфонический оркестр. Оба заведения работают по системе абонементов. По словам Игоря Вербицкого, программа абонементов составлена так, чтобы слушатели могли познакомиться с классикой в самых разных ее проявлениях: и с популярными произведениями композиторов XVIII-XIX веков, и с авангардными творениями XX века, с симфониями и фрагментами оперных постановок, концертами и выступлениями хора. Можно покупать и разовые билеты на концерты, а можно приобрести абонемент на год и раз в месяц устраивать себе вечер классической музыки.
Фото – Андрей Архипов (из архива)
Нужно ли готовиться к походу на концерт классической музыки?
Есть два способа слушать классическую музыку. Первый – это приходить на концерт и просто слушать – так же, как любую другую музыку, получая своеобразный эмоциональный и информационный поток. Но это достаточно поверхностно.
Второй путь – это слушать классику, имея представление и о содержании, и о форме конкретного произведения. Определенный порядок частей произведения можно сравнить с синтаксисом. Если человек имеет представление о правилах построения музыки разных жанров, он лучше поймет, что хотел сказать композитор. Композитор – это в некотором роде иностранец, который говорит со слушателем на своем языке. Конечно, чтобы понять его, нужно хотя бы немного знать этот язык.
Кроме того, неплохо, если человек почитает что-нибудь и о самом произведении, которое он будет слушать, и о композиторе, написавшем его. Так можно будет составить впечатление о времени и об условиях создания музыки. Слушать Симфонию №7 Шостаковича, не зная, что она была написана в блокадном Ленинграде, или «Патетическую» Чайковского, не зная, что она стала его последним произведением, – означает потерять половину впечатлений от музыки.
Фото – Михаил Кирьянов (из архива)
На что обращать внимание во время концерта?
Рихард Штраус был не только композитором, но и дирижером, причем очень экспрессивным и подвижным. Однажды после концерта к нему подошла дама и сказала: «Какой замечательный танец вы исполнили под музыку оркестра!»Игорь Вербицкий
дирижер
Сегодня часто классическая музыка начинает смешиваться с шоу-бизнесом, и дирижеры пытаются вести себя на концерте, как звезды – очень активно двигаться, заводить публику. Дирижер старой школы никогда не станет так себя вести. Если произведение отлично отрепетировано, если у дирижера налажена мощная связь с оркестром, то даже от скупых взмахов дирижерской палочки музыканты ловят фантастический энергетический заряд. Поэтому самое главное, на что стоит обращать внимание, – это музыка. Придя на концерт, можно даже закрыть глаза, чтобы лучше сосредоточиться на звуках.
Фото – Роман Демьяненко (из архива)
Фото – Роман Демьяненко (из архива)
Существует ли дресс-код для похода на концерт классической музыки?
Одним из способов популяризации классической музыки сегодня является демократизация самих концертов – люди могут прийти в филармонию в джинсах и кедах, не боясь, что их выставят за дверь за неподобающий внешний вид. Однако в том, что люди наряжаются и приводят себя в порядок, когда идут на концерт классической музыки, есть элемент соучастия к предстоящему событию, считает Игорь Вербицкий. Оркестр много работает, чтобы представить исполняемое произведение в самом лучшем виде, поэтому музыканты в некотором смысле ждут от слушателей такого же подхода. Кроме того, для музыкантов каждый концерт – это праздник, и гостям они желают того же.
Где самостоятельно знакомиться с классикой?
Для самостоятельного знакомства с классической музыкой существует множество специализированных интернет-ресурсов. На портале «Классическая музыка» можно узнать биографии композиторов, истории создания произведений, либретто оперных и балетных спектаклей, послушать записи и познакомиться с последними новостями. Большой объем новостей, рецензий и интервью о классической музыке собран на сайте Classical Music News. Разнообразные образовательные передачи, посвященные классической музыке, а также записи выступлений можно слушать на сайте радиостанции «Орфей». Еще один полезный образовательный ресурс – блог о классической музыке Muzium, в котором публикуют исторические заметки о знаменитых композиторах и тематические музыкальные подборки. Также нельзя не упомянуть просветительский проект Arzamas, на котором регулярно появляются лекции, инструкции, тесты и другие материалы о классике.
Контекст
Воронежская филармония открыла 91-й сезон в пятницу, 9 сентября. С Воронежским академическим симфоническим оркестром под управлением народного артиста России Владимира Вербицкого выступила народная артистка СССР Элисо Вирсаладзе.