, Воронеж
  • 24651

Инфоматы, навигация и сестринские посты. Как изменилось медобслуживание в Воронеже за 2 года

Александр Гусев оценил пилотный проект «Моя поликлиника».
Инфоматы, навигация и сестринские посты. Как изменилось медобслуживание в Воронеже за 2 года Инфоматы, навигация и сестринские посты. Как изменилось медобслуживание в Воронеже за 2 года
РИА Воронеж Текст — , фото — Евгения Емельянова

Региональный проект «Моя поликлиника» реализуется в Воронеже с июня 2016 года. Он направлен на повышение качества услуг за счет модернизации медучреждений. Сейчас в проекте участвуют четыре поликлиники: № 1, 3, 4 и 7. На них остановили выбор из-за большого количества прикрепленного населения и достаточного кадрового ресурса. Что изменилось и каков эффект – в материале РИА «Воронеж».

Как шла подготовка к проекту

Региональный департамент здравоохранения выступил с предложением модернизировать работу поликлиник в конце 2015 года. Тогда собрали рабочую группу, в состав которой вошли главврачи медучреждений. С мая по июль 2016 года проводился опрос жителей. Создали специальный сайт, где пациенты оставляли свои предложения. Большинство опрошенных жаловались на медленную работу регистратур и длинные очереди у кабинетов.

– При помощи краудсорсинга мы в течение двух месяцев собирали предложения пациентов. Их поступило более 2 тыс. Мы поняли, с какими основными трудностями сталкивают люди, посещая поликлиники, – рассказала главврач областного диагностического центра, куратор проекта «Воронеж. Моя поликлиника» Елена Образцова.

В план модернизации вошли несколько направлений: оптимизация работы регистратуры и участковой службы, организация Единого окна справок, информатизация.

Все нововведения принимались без увеличения кадровых ресурсов. В основном они были организационные – работу поликлиник сделали эффективнее информатизация и перераспределение функций.

Что нового внедрили в поликлиниках

Оптимизация работы регистратур

В пилотных поликлиниках переформатировали регистратуры. Их разделили на ресепшн и картохранилище. Отдельно выделили колл-центры, которые принимают звонки пациентов.

_MG_2189_resize.JPG

– Теперь пациент не получает амбулаторную карту на руки – она попадает к врачу еще перед приемом. Это увеличило сохранность меддокументации, а также сократило время пребывания пациента в поликлинике – отпала необходимость обращаться в регистратуру, – пояснил главный врач Воронежской городской клинической поликлиники №7 Алексей Разворотнев.

В холлах установили инфоматы, с помощью которых можно забронировать время посещения врача. Внедрена и электронная очередь в регистратуру. К примеру, в поликлинике №3 установлены специальные автоматы. Пациенты в списке медуслуг выбирают нужную и получают талон с номером. Когда номер появится на информационном табло, пациент может подойти к окну регистратуры. Подобная система работает в банках и в отделениях Почты России.

Кроме того, пациенты могут задать все интересующие их вопросы дежурному сотруднику регистратуры.

Информационные стенды

В поликлиниках разместили информационные стенды по навигации в зависимости от цели визита. Так, в поликлинике №3 есть подробная инструкция куда, с какой проблемой, в какой последовательности обращаться.

_MG_2171_resize.JPG

Также там установлены стенды с номерами кабинетов врачей по этажам. 

_MG_2185_resize.JPG

В поликлинике №7 работают электронные табло – пациенты видят, какие врачи принимают сейчас.

_MG_2327_resize.JPG

– В этом году уже в рамках второго этапа проекта (региональный проект «Моя поликлиника» перетек в федеральный «Бережливая поликлиника») изменилась система навигации – за каждым отделением закрепили определенный цвет. У медперсонала цветные бейджи, соответствующие отделению, – рассказала главврач Воронежской городской поликлиники №3 Юлия Попова.

Оптимизация работы участковых

Проект «Моя поликлиника» позволил частично освободить врачей от заполнения бумаг. Так время, которое специалист может уделить непосредственно осмотру пациентов, увеличилось в среднем на 53 минуты в смену.

Добиться этого удалось благодаря организации сестринских постов, кабинетов доврачебной помощи, где пациенту могут измерить давление, температуру, рост и вес.

_MG_2233_resize.JPG

– Работу участкового врача построили таким образом, чтобы он больше занимался плановыми пациентами, меньше тратил время на бумажные и второстепенные вопросы, которые может решить сестринский персонал или вспомогательные службы. Тем самым увеличилась пропускная способность на участках. Люди, которые в осмотре не нуждаются (например, им надо взять справку об эпидокружении), обращаются к медсестрам, – пояснила Елена Образцова.

_MG_2292_resize.JPG

Главврач поликлиники №7 Алексей Разворотнев рассказал, что во всех 10 подразделениях медучреждения работают сестринские посты – три в первом корпусе и по одному в остальных. Медсестры могут записать пациента на прием к врачу, на анализы, сделать межучрежденческую запись, например, в областную больницу или диагностический центр.

В поликлинике №4 пошли дальше – сестринские посты установили и в отделениях.

– В наших специализированных отделениях медсестры могут продлевать пациенту рецепт, к примеру, на инсулин, если речь идет о неврологии. До введения постов пациентам приходилось каждый месяц записываться на прием к врачу, чтобы получить препарат. Теперь посещение специалиста необходимо все раз в три месяца, чтобы отследить ход лечения. В хирургии сестринские посты проводят перевязки пациентов, которые не нуждаются в ежедневном осмотре, тогда как врач принимает «острых» пациентов, – рассказал главврач Воронежской городской клинической поликлиники №4 Сергей Бредихин.

_MG_2287_resize.JPG

– Если необходимо получить справку, оформить направление на санаторно-курортное лечение, то запись к врачу уже не требуется. Все эти услуги можно получить на сестринском посту, – добавила главврач Воронежской городской поликлиники №1 Елена Белозерова.

Мобильные бригады

В поликлиниках появились бригады неотложной помощи, патронажной службы, подразделений паллиативной помощи. Внедрено программное обеспечение, которое позволят построить оптимальный маршрут посещения пациентов.

– Если раньше участковый врач должен был провести половину рабочего времени в своем кабинете, а затем всего два часа ходил по участку, то теперь все вызовы на дом обслуживает мобильная бригада, – пояснила куратор проекта Елена Образцова. – Пока один из участковых врачей весь день работает в составе мобильной бригады, его коллеги обслуживают пациентов в поликлинике. Работа ведется по графику. Пациентов со срочными проблемами, чей участковый врач в конкретный день работает в мобильной бригаде, примет дежурный терапевт. Пациенты, которые записываются на плановый прием, могут выбрать для посещения день, когда их врач будет принимать в поликлинике. Таким образом увеличилось время, в течение которого врачи работают амбулаторно, а вызовы на дом обслуживаются быстрее. К примеру, в поликлинике №3 удалось увеличить прием до шести часов.

_MG_2272_resize.JPG

– В подразделениях нашей поликлиники работают 10 мобильных бригад. У них четко разработан маршрут. По системе навигации составляется оптимальный график посещения пациентов. В итоге пациентам не приходится ждать врача по пять часов, как это было раньше. Для организации работы мобильных бригад было закуплено восемь автомобилей, – рассказал Сергей Бредихин.

– У нас работают мобильные бригады для обслуживания пациентов старше 75 лет. Помимо врача в бригаду также входит медсестра. Вызовы обслуживаются в течение двух часов, а раньше время ожидания занимало около пяти и больше. Амбулаторный прием за счет мобильных бригад удалось увеличить с четырех до пяти часов, – уточнил Сергей Разворотнев.

– Неотложные мобильные бригады позволили обеспечить своевременность посещения всех участков. Дело в том, что изначально наша поликлиника была рассчитана на пять участков. Однако сейчас их у нас десять. Особенно тяжело было обслуживать удаленный микрорайон на улице Шишкова. Мобильные бригады позволили решить эти проблемы, – рассказала главврач поликлиники №1. – Кроме того, мы создали мобильные патронажные бригады для увеличения охвата посещения недоношенных детей и детей первого месяца жизни, которые имеют разнообразные риски.

Информатизация

Мероприятия в рамках информатизации подразумевают введение электронных медкарт, электронной записи на прием. Рабочие места медиков оборудуют компьютерами, внедряются программы, которые позволяют создавать единую информационную базу учреждения. К примеру, терапевт может записать пациента на повторный прием, к узконаправленному специалисту или на лабораторные исследования со своего рабочего места. Это также позволяет разгрузить регистратуру и сократить время пребывания пациентов в поликлинике.

В поликлинике №4 создано программное обеспечение межструктурного взаимодействия – между кабинетами по забору крови, лабораториями и врачами. Врач в специальной программе обозначает необходимые пациенту анализы, эту информацию сразу получают процедурные кабинеты и лаборатории. В итоге у пациента на процедуру уходит не 40 минут, как раньше, а около девяти.

_MG_2267_resize.JPG

Финансирование

Все мероприятия по модернизации четырех воронежских поликлиник в 2016 году провели в основном за счет средств спонсоров. Доля средств ОМС и денег, полученных от оказания платных услуг, была минимальной. В 2017 году проект получил поддержку губернатора – выделили дополнительные 33 млн рублей из областного бюджета.

Результаты

По данным опросов, удовлетворенность жителей качеством медуслуг выросла с 66% до 80%. Опыт пилотных поликлиник признали успешным. Сейчас его внедряют в других медучреждениях.

– Уже в этом году нововведения вводят в поликлиниках районных больниц и других поликлиниках Воронежа. Правда, пока только частично. К концу года мы уже подведем итоги, – отметила куратор проекта Елена Образцова. – Что касается пилотных поликлиник, то они уже сейчас решают более узкие проблемы. Например, оптимизируют работу процедурных кабинетов, диагностических служб, узких специалистов.

_MG_2249_resize.JPG

– На этом работа не останавливается, – подтвердила главврач поликлиники №3 Юлия Попова. –Мы должны постоянно совершенствоваться, чтобы поликлиника стала удобнее для пациентов, а время пребывания в медучреждении сокращалось. Уже сейчас пациенты очень довольны изменениями. Раньше приходилось подолгу стоять в очереди в регистратуре, получать талон и только потом идти на прием к врачу. Сейчас записаться можно, сидя дома, через интернет. Пациент сразу после гардероба идет к врачу, у которого уже лежит медкарта. В итоге время сократилось в среднем на 15-20 минут.

Врио губернатора Александр Гусев отметил, что проект «Моя поликлиника» является одним из лучших примеров продуктивной коммуникации с гражданами. Это доказательство того, что здравоохранение хочет и может меняться к лучшему. Такой опыт необходимо развивать и поддерживать, подчеркнул глава региона.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: