, Воронеж
  • 9020

Илья Авербух в Воронеже: «Раны от пандемии будем залечивать долго»

Фигурист – о карантине, «Ледниковом периоде» и отношениях с молодой супругой
Илья Авербух в Воронеже: «Раны от пандемии будем залечивать долго» Илья Авербух в Воронеже: «Раны от пандемии будем залечивать долго»
РИА Воронеж Текст — , фото — Наталья Трубчанинова

Участники десятого юбилейного сезона телепроекта «Ледниковый период» выступили в Воронеже в субботу, 6 марта. Лучшие номера на арене ЛДС «Юбилейный» показали чемпионы мира и Европы, олимпийские чемпионы Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин, Мария Петрова и Алексей Тихонов, Роман Костомаров и Алексей Ягудин, Оксана Домнина и Максим Шабалин и многие другие. Особенно горячо зрители приветствовали победителей и серебряных призеров шоу: звезду сериала «Кухня» Ольгу Кузьмину с фигуристом Александром Энбертом и пару чемпионки Европы Яны Хохловой и актера Вячеслава Чепурченко.

Бессменный продюсер и режиссер проекта Илья Авербух перед выходом на лед рассказал, как удалось в пандемию привлечь в проект топовых фигуристов и звезд отечественного шоу-бизнеса, почему не считает дебют Алины Загитовой в роли телеведущей провалом и какие шансы у наших фигуристов на грядущем чемпионате мира в Стокгольме.

«Жаловаться на жизнь — некорректно»

- Илья, вы почти год просидели на карантине без гастролей. Как вообще выживали, чем платили зарплаты коллективу?

— Пандемия — очень сложная тема, для дискуссий в том числе. Коронавирус нанес серьезный удар по всей развлекательной индустрии и бизнесу. В такой ситуации, конечно, нужна была какая-то государственная поддержка. Речь не идет о выделении субсидий или траншей. Поддержать нашу индустрию можно было за счет мероприятий, проводимых на госуровне. Во время первой волны настроение было, может, чересчур паническим — в тот момент мне казалось, что мир остановился, потому что закрылось все. Ледовое шоу — это творчество, маленький заводик, где у меня работало более 90 человек. Практически всех мне удалось сохранить. Это стало возможным за счет кредитов и внутренней мотивации сотрудников. Спортсмены, задействованные в шоу, работают по контракту, они получают деньги только от выступлений. Во время карантина они просто сидели и ждали, когда начнутся мероприятия. Но зарплату сотрудникам и аренду офиса я вынужден был платить, и это стоило больших денег. Мы все оказались в одной очень сложной ситуации. К счастью, нас поддержал Первый канал. «Ледниковый период» стал нашей точкой опоры в трудный момент. Сейчас постепенно появляются возможности для выступлений, пусть и с ограничениями по заполняемости залов. Да, сложно, но говорить о сложностях, когда люди лежат на больничных койках, некрасиво. Жаловаться на жизнь и обсуждать финансовые трудности в то время, когда на кону стоят человеческие жизни, мне кажется некорректным. Первоочередная задача нашего государства — спасение человеческих жизней, и я полностью разделяю эту позицию.

- Во время пандемии многие творческие люди искали себе дополнительные заработки: кто-то подрабатывал в такси, кто-то устроился на стройку или в «Макдональдс». Ваши спортсмены подрабатывали?

— У нас такого не было. Ребята ждали выступлений. Когда открылись катки, все смогли начать тренироваться и тренировать. Сложнее, наверное, пришлось мне, как руководителю компании. Пандемия как раз пришлась на середину нашего тура, я был вынужден его остановить. Гастроли у нас проходят на оборотные средства, и, чтобы удержаться на ногах, пришлось взять кредиты. Несмотря на то что сейчас пошли какие-то выступления, мы еще долго будем залечивать раны от пандемии.

- Не было ли у вас паники от безысходности?

— У меня не было паники, да и сейчас нет. Было, как у всех, ощущение непонятного. Никто ж не знал, как долго и каким образом мы будем из всего этого выходить. Как и многие люди, никогда прежде я не оставался в таком вакууме, без работы. Вместе с тем я понимал: главнее здоровья ничего нет.

«Конкуренция — главная движущая сила»

- Десятый сезон «Ледникового периода» запомнился очень сильным составом участников — едва ли не лучшим за все время существования проекта. Как вам удалось собрать в такое сложное время 11 олимпийских чемпионов, 17 чемпионов мира и самых топовых артистов?

— Это стало возможным по ряду причин. Подготовка к проекту пришлась на пик карантина, когда практически остановилась развлекательная индустрия, съемки кинофильмов и прочие проекты. И, как бы странно это ни звучало, у актеров и спортсменов появилось очень много свободного времени. Они стали усиленно тренироваться. В прежние годы у участников такой возможности не было, мегавостребованные ребята разрывались между ролями, съемками. Хотя Слава Чепурченко как раз носился: он прилетал на тренировки со съемок в Калуге. Плюс мы достаточно рано начали готовиться к проекту, у нас было больше времени. Ребята за полгода знали, что они участвуют, и смогли скорректировать свои графики. Третий фактор — это конкуренция, конечно. Когда ты видишь, что все вокруг тебя катаются, уже делают различные шаги, поддержки, ты хочешь сделать лучше. Например, футболист Дима Сычев всех поразил в беговых и скоростных элементах, Слава Чепурченко удивлял виртуозными «корабликами», шпагатами, поддержками. Глядя на них, все начали включаться. Так что, конкуренцию никто не отменял — это главная движущая сила. Самое важно, чтобы все почувствовали этот интерес. Всегда возникает желание преодолеть планку, когда рядом есть человек, который тебя к этому подталкивает. Без мотивации далеко не продвинешься. У меня перед участниками, в первую очередь перед звездами, была ответственность — нужно было сделать проект зрелищным. Чтобы это не было жвачкой, которая идет десятый сезон на автомате. Чтобы они понимали, что пришли сюда не просто покататься. По крайней мере, именно такую задачу я перед собой ставил. Поэтому каждый номер для меня был главным. Я хотел, чтобы проект чем-то обогатил ребят. При том что для актеров ничего главнее актерской карьеры нет, а для фигуристов их титулы и медали никогда не перекроются победой в «Ледниковом периоде». Мы все равно будем говорить, что Яна Хохлова — в первую очередь чемпионка Европы, призер чемпионатов мира, а дальше уже будут звучать ее регалии за участие в проекте. Дай бог, чтобы Славке Чепурченко дали заслуженного артиста, тогда мы будем объявлять его с этого звания.

Вячеслав Чепурченко и Яна Хохлова
Вячеслав Чепурченко и Яна Хохлова

- Скажите, а чье было решение назначить ведущей шоу Алину Загитову? Не секрет, что поклонники фигурного катания очень ждали ее телевизионный дебют, но после первого же выпуска обрушились на нее с критикой за скованность в кадре, вызубренные подводки, неприятный тембр голоса, отсутствие эмоций.

— Ведущих проекта выбирает руководство канала. Я отвечаю только за приглашение и согласование участников — кто из них сможет кататься на коньках, а кто нет. Тут ко мне абсолютное доверие. Что касается Алины, мне кажется очень правильным решение Первого канала дать ей такой шанс — попробовать себя в новой ипостаси. Некоторые зрители, наверное, забыли, что исторически ведущими проекта всегда выступали профессиональные фигуристы. Первые сезоны вели Ирина Слуцкая и Евгений Плющенко. Ира потом, даже будучи беременной, вела передачу с Маратом Башаровым. Затем знамя подхватил Леша Ягудин, который впоследствии вообще стал профессиональным ведущим. «Ледниковый период», в принципе, хорошая площадка для творческого развития. Я в этом проекте сложился как режиссер, Леша Тихонов и Леша Ягудин стали параллельно играть в театре и сниматься в кино. Так и надо относиться к этому проекту. Мы же не предлагаем спортсмену «Тэффи» или «Оскар» вести. В «Ледниковом периоде» фигурист находится на своей территории, внутри своего мира, который прекрасно знает.

Алексей Тихонов и Мария Петрова
Алексей Тихонов и Мария Петрова

«Карантин был достаточно хорошим временем»

- Интересно ваше мнение как профессионала о фильме «Лед». Сумели ли его создатели достоверно показать мир фигурного катания?

— Оба фильма «Лед» — очень качественное музыкальное мелодраматическое кино. К правде жизни фигурного катания оно не имеет никакого отношения. Для меня, как спортсмена, этот фильм не имеет профессиональной ценности, он хорош как фильм-шоу, в котором фигурное катание использовано как мотивация действия героев. При этом я прекрасно отношусь к Милошу Биковичу — он очень хороший актер, всегда приглашаем его в проект, он у нас даже как-то судил. А Аглая Тарасова у нас каталась в «Ледниковом периоде».

- Илья, расскажите, где участники тренировались, когда все катки были закрыты?

— Когда все было закрыто, мы не тренировались. Когда начались послабления, стали потихонечку кататься на закрытом льду тренировочной базы. У ребят было время и возможности полностью отдать себя тренировкам.

Ольга Кузьмина и Александр Энберт
Ольга Кузьмина и Александр Энберт

- По признанию многих артистов, в карантинное время они не сидели сложа руки: учили языки, разбирали дома хлам, обрели новые хобби. А вы себя в чем нашли?

— Мы жили за городом, это было достаточно хорошее время. Я работал над спектаклем «Анна Каренина» (его премьера состоится 9 июля в Сочи), много читал художественной литературы, общался с сыном, слушал разнообразные лекции — того же Быкова, какие-то аналитические вещи, открыл для себя интересные подкасты.

«Мы люди не публичные»

— Сын любит читать? (Мартин родился в браке Ильи Авербуха с фигуристкой Ириной Лобачевой. — Прим. РИА «Воронеж»)

— Мартин современный мальчик, любит гаджеты и получает информацию из них. Может, когда-нибудь и художественную литературу полюбит, пусть даже через те же гаджеты. Третьего марта отпраздновали его 17-летие. Отметили тихо, по-семейному. С размахом поздравим его с днем рождения после гала-шоу «Ледникового периода», которое пройдет 7 марта в Москве. Мы уже решили — поедем с Лизой (25-летняя актриса Елизавета Арзамасова стала женой 47-летнего Авербуха 20 декабря 2020 года. — Прим. РИА «Воронеж»), Мартином, моим братом и с друзьями на Эльбрус на три дня.

— Почему такой короткий отпуск?

— Больше пока не получается. Не то что мы наотдыхались на карантине и уже не хочется — переотдохнуть очень сложно. Дел много. Сейчас у меня идет гастрольный тур, в середине марта еду комментировать чемпионат мира в Швецию, у Лизы тоже много работы. На днях у нее прошла премьера спектакля «Зимние заметки о летних впечатлениях» по очерку Достоевского — блестящая постановка, мне очень понравилась. Так что выехать и гулять где-то полмесяца нашей семье пока невозможно.

— Вы с женой часто хвалите и критикуете работы друг друга?

— Лиза часто приезжала на съемки «Ледникового периода», именно когда снимался эпизод, и давала свои комментарии — удачный ли танец, что ей понравилось, а что нет. На репетициях она была реже и вела себя очень деликатно. Я считаю, при том что мы объединили свои жизни, творческие работы обязательно должны развиваться отчасти независимо. Мы друг друга, конечно, поддерживаем, но я, например, люблю показывать законченный результат. Во время процесса, когда я наедине с собой или с участником, критика мешает. Процесс созидания должен быть личным. Это такая интимная вещь, там не нужны советчики. По этой же причине не считаю необходимым приезжать к Лизе на репетиции и давать советы. У нее есть свой режиссер, свое видение роли. Хотя Лиза меня не раз приглашала, я не приезжаю, потому что точно знаю, что с моим появлением репетиция сорвется. А вот на ее спектакли я с удовольствием прихожу.

— В 2010 году Лиза участвовала в проекте «Лед и пламень», заняв с Максимом Стависким второе место. Она не просится в шоу снова?

— Все может быть. Лиза прекрасно катается, очень любит выступать. Но пока на лед не рвется.

— У вашей супруги 17 марта день рождения. В прошлом году она хотела его отметить на работе премьерой спектакля, но аккурат в ее день рождения вышло постановление о закрытии всех театральных площадок, и празднование пришлось перенести домой. Как планируете поздравить Лизу в этом году?

— Мы люди не очень публичные, не любим большие шумные компании. Поэтому постараемся этот день провести вдвоем.

«На ЧМ по фигурному катанию будет рубилово»

— Сколько еще сезонов будет у «Ледникового периода»?

— Этого никто не знает. Был период, когда я очень устал от проекта, но сейчас, когда последний сезон вышел таким успешным, готов заниматься им снова и снова. Решение о возобновлении передачи принимает исключительно руководство Первого канала. Если Константин Эрнст решит, что проект должен выйти в 2022 году, в олимпийский сезон, я буду счастлив, и мы окунемся в эту историю опять.

— Илья, как оцениваете шансы наших фигуристов на чемпионате мира?

— У нас две замечательные пары в танцах: Вика Синицина с Никитой Кацалаповым и Александра Степанова с Иваном Букиным. В прошлом году Вика с Никитой блестяще выиграли чемпионат Европы, впервые обыграв французов. К сожалению, коронавирус помешал провести чемпионат мира, а ребята в то время были как раз на пике своей формы. В этом году для обеих пар сезон складывается сложно. Очень долго не могли раскататься Александра и Иван, до сих пор тяжело входят в сезон Никита и Вика. Но это две пары выдающейся красоты, мы их очень любим, будем болеть за них. Американцы очень сильны в этом сезоне: их сила в стабильности и в технической базе. Несмотря на то что в чемпионате не будут участвовать наши основные конкуренты — французы, ребятам будет сложно бороться. Это будет такое рубилово... Но еще есть время. Надеюсь, обе пары подтянутся.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: