Выставка художника Юрия Купера открылась в Воронежском областном художественном музее имени Крамского (проспект Революции, 18) в среду, 13 декабря. Проект разместили на третьем этаже основной экспозиции музея.

В экспозицию вошли иллюстрации Юрия Купера из так называемой «книги художника». Этот формат предполагает, что художник не просто создает иллюстрации к тому или иному литературному произведению, но и работает над оформлением всей книги целиком, в том числе переплета, элементов листа.

В музее Крамского выставили копии одного из 50 экземпляров «книги художника» Юрия Купера «Моцарт и Сальери» Александра Пушкина. Оригинал книги можно увидеть в витрине под стеклом, а отдельные иллюстрации организаторы развесили по залу в качестве экспонатов.

мо.jpg

Открывая выставку, Юрий Купер рассказал, что во время работы над книгой побывал в Михайловском, где Пушкин и писал свои «Маленькие трагедии».

– Оказавшись там, я почувствовал себя детективом. Там никого, кроме меня, не было, и я бродил по темным пустым комнатам, рассматривая старые пыльные предметы, которые в таких декорациях выглядели очень загадочно. Я увидел красивые вороньи перья, которые валялись на снегу, старинные фужеры, гобелены. Эти предметы помогли мне прочувствовать атмосферу, в которой работал Пушкин. Их я и взял за основу для иллюстраций, – рассказал Юрий Купер.

Для «Моцарта и Сальери» художник создал серию многослойных литографий темных приглушенных цветов, характерных для его стиля. Словно из темноты веков, выплывают узорчатые бокалы и брошенные пяльцы с незаконченной вышивкой, сквозь черное кружево выглядывают яблоки и засохшие цветы.

цв.jpg

– Все детство я провел в коммунальной квартире, где было темно, пыльно и тесно. Все, даже самые незначительные, предметы в такой атмосфере выглядели таинственными и прекрасными. Эти образы я несу через всю жизнь, – поделился Юрий Купер.

Автор отметил, что осознанно уходил от прямого иллюстрирования «Маленьких трагедий».

– Если бы я рисовал то, что описывает книга, у меня получились бы несколько видов маленького немецкого городка, харчевня, в которой сидят три персонажа, одинокий скрипач. Этого мало, и такие иллюстрации ничего не добавляют произведению, – объяснил художник.

ху.jpg

Однако Юрий Купер подчеркнул, что художники, берущиеся за иллюстрирование книг или оформление спектаклей по ним, не должны «перекрывать» изначальный смысл, заложенный автором.

– Художник не должен самовыражаться за счет переделывания литературного источника. Конечно, он переосмысляет произведение, переживает его по-своему, но иллюстрации все-таки должны быть дополнением к литературе. То же самое касается, например, и театральных режиссеров. Не стоит, делая спектакль по Пушкину, раздевать актеров догола, заставлять их ругаться матом. Целью должно являться представление мысли автора, а не своей собственной, – уверен Купер.

Выставка Юрия Купера «Книга художника. "Моцарт и Сальери"» будет открыта до 14 января 2018 года. Вход по билетам. 0+

мощ.jpg

Контекст

Юрий Купер – один из самых известных современных русско-американских художников. Его произведения хранятся в Третьяковской галерее, музее Метрополитен в Нью-Йорке и других фондах. Юрий Купер проектировал интерьеры отреставрированного Воронежского государственного академического театра драмы имени Кольцова.

Фото: 1 из 27

Фото — Михаил Кирьянов

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter