Пропустил – в том смысле, что никаких особых отзывов и упоминаний увидеть так и не довелось. Разве что работа художника театра Елены Луценко по созданию кукол для «Короля Лир» победила в одной из номинаций областного конкурса «Событие сезона». На самом деле весь кукольный «Король Лир» - не просто событие, а настоящая сенсация, на фоне которой вся минувшая битва титанов на культурном поле брани региона выглядит мелко, суетливо.

Нет, я всего лишь зритель, который пытается непредвзято и «не в тренде» оценить ситуацию. Вот исходя из этой сравнительной зрительской оценки, именно кукольного «Короля Лир» можно считать в театральной жизни региона за последний год событием абсолютным. И услышим о нем мы еще не раз. Но где-нибудь на Международных фестивалях. А в родной Воронежской области премьера как-то пока пролетела. Вернее, это все мы пролетели мимо нее на захватывающей скорости более актуальных идейно-культурных баталий.

Между тем, профессор Варшавской академии театрального искусства Марек Вашкель в мае этого года уже назвал Воронеж «кукольной столицей России». В этом определении заложена вся сложная история непревзойденного мастерства Воронежского государственного театра кукол «Шут» им. Валерия Вольховского. Уже десять лет как нет самого Вольховского - художественного руководителя театра, входившего в пятерку лучших кукольников мира. А «Шут» сохраняет свою прежнюю высоту, на которой раскрывает весь потенциал самого жанра театра кукол. Не театра всех этих «кицыков-мыциков, где птички и зверушки верещат не своими голосами» - как шутил сам Валерий Аркадьевич Вольховский. Но пространства метафор и сложных философских размышлений, которые может нести в себе кукла.

Весной 2013 года воронежский «Шут» получил гран-при за свою знаменитую «Шинель» на Международном театральном фестивале в Омске с участием лучших кукольников от Канады до Ирака. Сейчас их ждут в ведущих театрах Франции, Испании, Чехии, Польши. Ближайшая поездка - в 2014 году на Международный театральный фестиваль детей и юношества «Корчак», который пройдет в Варшаве. Без лишнего шума и пиара «Шут» заявляет в мире о Воронежской области. Много у нас еще в регионе таких театров?

Эта высота театра Вольховского в России сейчас уникальна. К сожалению, другие кукольники ее утратили. И даже сильная «уральская зона» омертвела - с уходом из жизни своих признанных мастеров.

К слову, в сентябре воронежский «Шут» при поддержке Министерства культуры России работал в Благовещенске. Провел мастер-классы с местной труппой, отыграл 17 спектаклей – по два спектакля в день в отреставрированном здании театра и снова привлек сюда публику. Из Воронежа в Благовещенск шел двадцатитонный контейнер с декорациями. На спектакли нашего «Шута» собирались люди из всех подтопленных районов Дальнего Востока.

И теперь еще один, но уже не российский, а наш областной феномен. «Шут» остался равноудаленным от любой местной «повестки дня», кто бы ее ни формировал.

И вот нынешней осенью в разгаре местных звездных войн за культуру, народ и Отечество «Шут» просто взял и подарил взрослым зрителям «Короля Лир». Об этом спектакле можно много чего сказать. Арт-директор театра Светлана Дремачева в нашей беседе определила так: спектакль о том, как меняется душа правителя, если ее растлили ложь и лесть ближнего и дальнего окружения. О том, как мы, утратив чувство вечности, летим к апокалипсису, выстраивая на этом пути свои суетливые приоритеты – вовремя промолчать, во время сказать, вовремя оказаться в нужном месте. И в этом смысле спектакль очень современен.

Мои же ощущения от «Короля Лир» в постановке Валентина Козловского - это апофеоз боли, возведенной в космическую степень. Сыграть эту боль на протяжении пяти действий, двух часов и на одном дыхании – непревзойденное мастерство воронежского театра кукол. Спасибо за это всем, кто работал над сложнейшей постановкой – режиссеру Валентину Козловскому, арт-директору Светлане Дремачевой, художнику лауреату Государственной премии Елене Луценко, композитору Александру Балаяну и всей труппе театра, задействованной в спектакле. Ролевое разделение и слияние актера и куклы на сцене, искусство работать в таком философском синхроне, в результате которого каждый персонаж транслирует своего рода «3D - смысл» - неповторимый нигде больше в мире язык воронежского театра кукол «Шут».

Кстати, моя подруга, посмотревшая «Короля Лир» в знаменитом шекспировском театре «Глобус» в Лондоне, утверждает, что в исполнении актеров воронежского кукольного театра трагедия выглядит более грандиозно. Ну до «Глобуса» большинству из нас в ближайшее время не долететь. А вот дойти до «Шута», поверьте, стоит. Ближайший спектакль после октябрьской премьеры – 22 ноября.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».