На прошлой неделе воронежец Роман Завьялов, отец четырехлетней девочки, опубликовал в соцсети пост о том, что его дочь, прыгая на надувном батуте, стоящем в парке у ТРК «Арена», получила перелом позвоночника. Врачи прописали малышке строгий постельный режим, а батут, на котором она получила травму, продолжает работать. Корреспондент РИА «Воронеж» разбиралась в истории неудачного семейного отдыха и узнала, почему она касается каждого родителя.
Что случилось?
Дочери воронежца Романа Завьялова, Кате, – 4 года и 9 месяцев. Активная малышка совсем недавно занималась танцами, родители собирались записать девочку в спорт. Но спортивное будущее ребенка теперь под вопросом. Жизнь девочки разделил на «до» и «после» неудачный прыжок на батуте.
12 июля малышка гуляла с мамой в любимом парке ТРК «Арена» и, увидев большой, красивый надувной батут под названием «Морское царство», попросила маму отпустить ее попрыгать на нем. Мама согласилась.
Чтобы попасть на башню с горкой, детям нужно взобраться по почти отвесному подъему, с маленьким углом наклона, вставляя ноги в петельки. Одолев высоту, малышня скатывается с горки.
На записи с камер видеонаблюдения видно, что дети часто поступают и наоборот – забираются вверх по пологой горке, а потом спрыгивают вниз. Катя тоже, судя по всему, хотела спрыгнуть из башни на ножки, но угол наклона не позволил ей этого сделать – девочка неудачно приземлилась на попу. Сила удара о плотно надутый батут была такова, что ребенок, как оказалось позже, сломал позвоночник. После падения малышку подбросило – и она снова упала.
– Получить травму о надувной батут очень просто. Если пловцу, который прыгает в бассейне с высоты 20 метров, положить на поверхность воды газету, у него будет перелом шейного позвонка. Если ребенок падает с высоты 2 метра на накачанный батут, это та самая газета на воде, – поясняет Роман Завьялов.
После падения девочка сделала несколько шагов к выходу, но потом упала от боли, не в силах идти. Мама девочки подошла к ней и положила дочь на надувной «поддон» у входа на батут. По словам Романа, определить компрессионный перелом позвоночника у ребенка смогла сама мать девочки, которая в свое время закончила мединститут, и одна из мам, которая находилась рядом и представилась врачом.
– Они вместе протестировали дочь и пришли к выводу, что перелом в грудном отделе, – отметил Роман.
Отец девочки утверждает, что оператор батута никак не отреагировал на падение ребенка, не подошел к маме девочки и не предложил помощь. Более того, никто не остановил аттракцион – операторы продолжали пускать на батут других детей.
Вскоре на место происшествия прибыл отец девочки. Вызывать скорую помощь родители не стали – по словам Романа, ждать ее пришлось бы несколько часов. Взяв малышку на руки, они отвезли ее в детскую областную больницу №2.
Рентген показал, что у ребенка сломано четыре позвонка в грудном отделе. Врачи разрешили малышке не ложиться в стационар, а находиться дома и прописали строгий постельный режим: лежать можно только на спине и животе. Сидеть и вставать противопоказано, нельзя и поворачиваться набок. В таком положении малышке нужно лежать как минимум до сентября.
По словам Романа, состояние малышки сейчас врачи оценивают как стабильное, оно не является тяжелым и угрожающим жизни. В то же время врачи не спешат делать прогнозов – пока неясно, как организм девочки поведет себя дальше.
– На рентгене видно, что явные повреждения получил один позвонок, а три других «сыграли» – сжались и разжались. Если все пойдет по хорошему сценарию, мы обойдемся малой кровью – три позвонка, возможно, восстановятся. А вот поврежденный позвонок не восстановится. Страшно, если в позвонке начнется проседание – организм в этот момент распознает травмированный участок как вредный, и начинает его рассасывать. В этом случае начнется разрушение костной ткани. Поэтому, пока нет четкого понимания, как отреагирует организм, говорить о прогнозах преждевременно, – пояснил Роман Завьялов.
Отец девочки также добавил, что, как показало обследование, травма у малышки привела к нарушению кровообращения конечностей, у ребенка произошли изменения в кровоснабжении головного мозга.
После того как девочка сможет вставать, ей предстоит длительное восстановление и реабилитация. По словам Романа, с сентября малышка в корсете будет учиться вставать. В первый день Катя встанет на одну минуту, на второй день – на 2 минуты, и так далее, прибавляя по минуте в день.
– Отдать дочку в садик до Нового года мы точно не сможем, – отметил Роман.
Заниматься спортом и танцами Катя не сможет. Ей пожизненно запрещены и серьезные нагрузки на спину. Последствия прыжка на батуте могут проявиться и спустя годы, когда девочка вырастет.
По факту падения девочки Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье 238 УК РФ «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека».
Батут и ныне там
Сейчас батут «Морское царство» продолжает работать. Родители активно ведут сюда детей, операторы принимают деньги. А дети продолжают карабкаться на высокую башню с акулой.
Роман Завьялов считает, что ее конструкция опасна. И, в первую очередь, опасен подъем на башню под углом. Мужчина говорит, что дети принимают его за горку. По мнению Романа, подъем на башню должен быть полностью отвесным, с лестницей. Отец Кати заметил, что в правилах пользования батутом нет информации о том, что с башни нельзя прыгать.
Роман также уверяет, что батут не приспособлен для четырехлетних – допускать на него следует детей от 10 лет.
– До 10 лет у человека продолжает формироваться позвоночник, на него не должно быть таких нагрузок, – заметил Роман Завьялов.
Администрация «Арены» предоставила отцу девочки запись с камер видеонаблюдения.
– Травмы на батутах получает много детей. Но уголовных дел заводится мало – у родителей нет на руках доказательной базы. Многим не предоставляют видео с камер видеонаблюдения. На следующее утро после того, как дочь получила травму, я попросил администрацию «Арены» предоставить мне диск с записью видео инцидента. Многие родители не знают, что тянуть с этим нельзя – в зависимости от интервала перезаписи камера начинает записывать новое видео. В этом случае видео не сохранится, – заметил Роман.
Что говорит хозяин батута?
Хозяин батута Сергей Бабарин утверждает, что, перед тем как дочь Романа прошла на батут, оператор предложил ее маме сопровождать дочку, но женщина от этого отказалась, обосновав тем, что девочка самостоятельная.
Сергей уверен, что с малышкой на батуте произошел несчастный случай. Он не скрывает, что иногда на батутах с детьми случаются травмы.
– На данной площадке ребенок получил травму впервые. На других наших батутах были случаи, когда дети неудачно приземлялись на руку и ногу – в результате получали травмы с вывихами, переломами. Но обычно, когда случается травма, родители кричат в панике и просят вызвать «скорую». Здесь мама с ребенком общалась спокойно, она ничего не просила. Со стороны было непонятно, что случилось – может, ребенок ушибся, а мама его успокаивает? Никто не мог подумать, что девочка получила перелом позвоночника, – рассказал Сергей Бабарин.
По словам хозяина батута, оператор якобы предлагал маме девочки вызвать скорую.
– Мама девочки сказала, что позвонит папе, что он сейчас подойдет – и они вместе будут решать, что делать. Когда пришел папа, они быстро взяли на руки дочку и ушли, – говорит Сергей Бабарин.
Сергей рассказал, что в Воронеже состояние батутов проверяет Гостехнадзор. Также время от времени проверки делает прокуратура.
– Проверки идут постоянно. Сейчас нас обязали раз в год делать аттестацию оборудования. Этим занимается сертифицированная организация, которая осматривает оборудование и выдает соответствующий документ о пригодности, безопасности и работоспособности батута. Я вызывал специалистов для аттестации, они разрешили использовать этот батут, – отметил хозяин батута.
По словам Сергея Бабарина, он готов участвовать в лечении девочки и оказать ее семье денежную помощь.
– От помощи я не отказывался и не отказываюсь, – отметил хозяин батута.
Собственник батута также сообщил, что готов убрать батут «Морское царство» и вместо него поставить другой. Но, пока идет следствие, с аттракционом ничего делать нельзя – он является вещественным доказательством.
Врач: «Сломать позвоночник на батуте легко»
В разговоре с корреспондентом РИА «Воронеж» заведующий отделением травматологии Воронежской областной детской больницы №2, детский ортопед, хирург, травматолог Дмитрий Кононов отметил, что с травмами, полученными на батутах, в отделение поступает в среднем 20 детей в год.
– Это могут быть переломы конечностей, ушибы, сотрясения мозга. Такие травмы дети получают не только на надувных батутах, стоящих на улице, но и в больших батутных центрах. Чаще всего такие проблемы возникают, когда дети предоставлены сами себе. Грубо говоря, родители приводят ребенка в батутный центр, оставляют его там, а сами идут в магазин. Родители надеются, что за детьми присмотрит сотрудник батутного центра, а дети его, как правило, не слушаются. В этот момент они прыгают – и не всегда удачно приземляются, сталкиваются, падают друг на друга – и получают травмы, – отметил Дмитрий Кононов.
По словам доктора, сломать позвоночник, прыгая на надувном батуте, можно запросто.
– Позвоночник – это не палка. Он стабилизируется, во-первых, за счет связочного аппарата, а во-вторых, за счет мышечного корсета. У детей мышечный корсет слабый, а связки очень эластичные. За счет того, что в их связках много эластина, но мало коллагена, их связки тянутся легко, а сокращаются плохо. Получается, что при падении позвоночник не получает нужно стабилизации, – пояснил хирург.
На вопрос корреспондента РИА «Воронеж», какова допустимая высота надувных башен на батутах для маленьких детей, доктор ответил: к сожалению, такая высота нигде не регламентируется.
– А вообще высота конструкций надувных батутов, думаю, не должна превышать рост ребенка. Если ребенок падает с двухметровой башни, это уже называется падением с высоты. Чем больше высота, тем более высок риск получения сочетанной травмы – с переломами, сотрясениями мозга и ушибами внутренних органов. Сочетанные травмы требуют более длительного восстановления, – добавил Дмитрий Кононов.
Доктор рассказал, что компрессионные переломы позвоночника бывают четырех степеней. Тяжесть травмы зависит от количества пострадавших позвонков.
– Чем больше количество пострадавших позвонков, тем более длительным будет срок строгого постельного режима. В среднем, в зависимости от количества пострадавших позвонков, лежать ребенку приходится от 2,5 недель до 3 месяцев. После этого начинается реабилитация и восстановление: массажи, лечебная физкультура, физиопроцедуры. Соблюдать постельный режим очень важно – у детей есть шансы, что позвонки восстановятся. А вот у взрослых активного роста нет, поэтому после компрессионного перелома восстановление невозможно, – пояснил Дмитрий Кононов.
В то же время, отметил Дмитрий Кононов, строгий постельный режим не гарантирует, что с позвоночником все будет хорошо. Поэтому врачи не спешат давать родителям надежду.
Гостехнадзор: «Дефектов не выявлено»
В Воронежской области деятельность батутов контролирует Управление государственного технического надзора по региону. На запрос РИА «Воронеж» в ведомстве ответили, что надувным аттракционам не требуется получения разрешения на работу. Все, что нужно предпринимателю для размещения батута в скверах, парках и на территории ТЦ – заключить договор на размещение своего объекта либо с органами местного самоуправления (если земля муниципальная), либо с собственником (если участок находится в частной собственности).
Что касается батута «Морское царство», в ведомстве сообщили: «На данный батут специализированной организацией выдано заключение по итогам оценки технического состояния аттракциона, согласно которому батут отвечает требованиям безопасности и эксплуатационных документов. Дефектов, препятствующих безопасной эксплуатации, не выявлено, – подчеркнули в Гостехнадзоре.
Эксперт: «Где были родители?»
Как пояснил РИА «Воронеж» технический и судебный эксперт индустрии развлечений, управляющий партнер ООО «НЦБ «Русские горки» Андрей Петренко, основные требования к надувному игровому оборудованию изложены в двух национальных стандартах – ГОСТ Р 53487−2009 (для производителей батутов) и ГОСТ Р 55515−2013 (для тех, кто эксплуатирует батуты). Помимо этого, любой аттракцион регулируется требованиями эксплуатационной документации.
Делать выводы о том, насколько безопасен батут, эксперт не готов. Он предостерег давать оценку конструкции башни, с которой упала девочка.
– Чтобы оценить, опасна ли она, нужно произвести замеры, – отметил Андрей Петренко.
В то же время эксперт подчеркнул, что ребенка на батуте должны были сопровождать родители – до шести лет оставлять ребенка одного на аттракционе нельзя.
– Родителям сейчас эта горка будет казаться опасной. Но почему, видя это, родители девочки отпустили на нее ребенка, а сами находиться рядом с ним не захотели? А когда произошел такой случай, они говорят, что башня опасна, – недоумевает эксперт.
Андрей Петренко назвал три условия, при которых батут становится потенциально опасным: если он 1) куплен у недобросовестного производителя; 2) некачественно эксплуатируется; 3) если за детьми на батуте нет качественного надзора со стороны персонала и родителей.
Эксперт рассказал, что требований к высоте башен батутов в ГОСТах нет. Андрей Петренко также добавил, что батут может быть рассчитанным на детей разных возрастов. Эти характеристики содержатся в эксплуатационной документации к батутам.
Андрей Петренко пояснил, что Гостехнадзор не делает выездной проверки батутов – ведомство смотрит техническое состояние аттракциона при регистрации: дело в том, что, по распоряжению президента Владимира Путина, плановые проверки ИП приостановили до конца 2021 года. Выездные проверки Гостехнадзор проводит только по жалобам.
По словам эксперта, операторы, работающие на батуте, должны владеть минимальными навыками оказания первой доврачебной помощи. Но фактически это никак не поможет ребенку.
– Наше законодательство ограничивает операторов – они не имеют право ничего делать до приезда скорой помощи. Поэтому они могут достать аптечку, дать бинт, лед – и вызвать скорую помощь. Есть много случаев, когда сами родители предъявляют претензии о неправильно оказанной доврачебной помощи, – добавил Андрей Петренко.