Ивану Мирошниченко всего 17 лет, и его главные победы еще впереди. Но уже сегодня он играет за сильнейший хоккейный клуб России – омский «Авангард», который в противостоянии с ЦСКА стал обладателем Кубка Гагарина. На счету Ивана, недавно подписавшего трехлетний контракт с отечественным суперклубом, уже есть «золото» хоккейного турнира юношеских Олимпийских игр, которые прошли в январе 2020 года в Швейцарии, и «серебро» юниорского чемпионата мира, состоявшегося в США в мае 2021 года. Тогда в финале россияне уступили сборной Канады 3:5, а Иван голосованием болельщиков был признан лучшим игроком этого турнира. Сейчас он – учащийся колледжа физической культуры ВГИФК, его семья живет в Воронеже. Но скоро парню предстоит возвращение в Омск и подготовка к новому сезону уже с главной командой. А минувший сезон он отыграл в составе «Омских ястребов» в Молодежной хоккейной лиге (МХЛ).
В НХЛ из Уссурийска?
Разговор корреспондента РИА «Воронеж» с Иваном Мирошниченко состоялся в конце прошлой недели, сразу же после матча 1/4 финала чемпионата мира по хоккею, в котором сборная России со счетом 1:2 уступила сборной Канады. Поэтому начали мы с большого хоккея.
– Справедлив ли итог этого матча, лишившего нашу национальную сборную шансов на медали чемпионата мира?
– Думаю, команда слишком понадеялась на вратаря (Сергея Бобровского, – ред.), играла без оглядки на собственные ворота. Наверное, уж очень внимательно смотрели на результаты группового этапа, в котором сборная Канады заняла лишь 4-е место в своей группе. Сборная России создала много моментов у ворот соперника, впрочем, как и канадцы у наших ворот. Такие звезды в нашу сборную из НХЛ помогать приехали, но не помогли. Мне кажется, что причина этой неудачи находится в области психологии и шла из раздевалки.
– Как, на твой взгляд, изменился российский хоккей за последние годы?
– Мне кажется, еще три−четыре года назад он заметно прогрессировал, а потом начал останавливаться. Очень много молодых и талантливых ребят уезжают за океан, поэтому падает уровень российского хоккея.
- Ты родился в Уссурийске, а потом семья переехала в Воронеж. Дальше была Москва, теперь Омск. Что сегодня связывает хоккеиста Мирошниченко с нашим городом?
– Сейчас я окончил первый курс колледжа физической культуры Воронежского института физкультуры (ВГИФК, – ред.), пока получаю среднее образование, а после окончания, может быть, буду поступать в сам воронежский вуз. Мои корни на Дальнем Востоке. Сначала моя бабушка переехала в Воронеж, а потом вся наша семья. Хоккеем я начал заниматься в четыре года, потом продолжил в Воронеже, куда мы перебрались в 2011 году. Здесь я в восемь−девять лет играл в детской команде ВДВ, а потом меня на каких-то турнирах заметили тренеры из других городов и начали приглашать. Так наша семья в 2013 году переехала в Москву, где я полгода поиграл в «Спартаке», а потом был «Витязь». Мой отец, как тренер по физподготовке, начинал меня тренировать еще в Уссурийске, а мама у меня домохозяйка. Вот так мы все вместе и ездили по стране.
– Как в твоей карьере появился Омск?
– Были предложения от нескольких клубов из России, и я выбрал Омск. Я играл прошлый сезон за «Омских ястребов» в МХЛ, первый сбор проведу в КХЛ в составе основной команды «Авангарда», а дальше, надеюсь, и сезон проведу в составе.
За океаном больше возможностей для роста
– Весной 2021 года спортивные СМИ писали о том, что миграционная служба США выдала тебе визу для въезда в страну, где открывался юниорский чемпионат мира, но позже прислала бумагу, запрещающую это делать. Хотя в итоге ты все-таки сыграл на этом турнире.
– В итоге буквально «на флажке» я ее все-таки получил, а за несколько дней до отъезда на чемпионат мне сказали, что я не смогу въехать в страну. Причем в подобных случаях причины никогда не объясняются, а в какой-то из бумаг даже было написано, что я не имею права подать и апелляцию. Было очень обидно оттого, что я сам никак не могу повлиять на эту ситуацию, к счастью, буквально за два дня до отъезда (только после консультаций руководства ФХР с ИИХФ и американской ассоциацией хоккея USA Hockey, – ред.) проблема благополучно разрешилась.
– Подобные турниры часто открывают молодым путь в большой хоккей...
– Конечно, когда играешь при трибунах, где сидит больше 10 тыс. болельщиков, чувствуется, что определенного уровня ты уже достиг, но все равно хочется чего-то большего. Участие в таких соревнованиях – небольшой шажочек к другому уровню, к новым возможностям.
– У 99% молодых хоккеистов цель одна – рано или поздно уехать в НХЛ. Ты не исключение?
– Конечно!
– А чем североамериканский хоккей притягательнее российского, шведского или финского?
– Там собраны все сильнейшие на планете, потому я туда стремлюсь. Хорошие деньги можно заработать и в КХЛ, а в США или Канаде больше возможностей для роста.
– На драфте ты стоишь сейчас?
– С этим все прояснится в 2022 году, но предварительно я есть в списке. Примерно знаю, под каким номером я там буду стоять, даже планирую зайти в «тройку». О конкретном клубе, который может заинтересоваться мной, пока говорить рано. Конечно, неплохо было бы, если бы я весь новый сезон отыграл в КХЛ за «Авангард», показал бы себя там. У нас сейчас даже начинающим игрокам внушают, что настоящий хоккеист должен играть в НХЛ. Но, чтобы попасть туда, думаю, пару-тройку лет надо поиграть на уровне КХЛ, набраться опыта и мастерства.
– А когда поиграешь там, заработаешь на всю оставшуюся жизнь, можно вернуться в Россию, как это, например, сделал 35-летний Илья Ковальчук, отыгравший, кстати, весь минувший сезон за омский «Авангард».
– Ну да, конечно. Но сначала туда надо еще попасть.
Время отдавать долги
– Зачем тебе много денег? Для осуществления какой-то мечты?
– Я очень хочу перевести свою семью на другой уровень материального достатка. Мать с отцом всю жизнь вкладывались в мой рост, пока я был ребенком, и теперь пришло время отдавать долги своим родителям. Выступая за «Авангард», я могу понемногу компенсировать им эти затраты, но, если попаду в НХЛ, дело пойдет быстрее. Мечтаю купить для них большой коттедж где-то подальше от города и поближе к природе, чтобы мама с папой жили в нем.
– Как ты все это видишь, допустим, лет через десять?
– Родители живут где-то в Европе, а я играю в НХЛ. Все-таки достойные заработки дают человеку независимость, а чтобы нормально зарабатывать, надо пахать по 25 часов в сутки.
– Есть у тебя перед глазами какой-то пример молодого хоккеиста, который успешно заиграл в НХЛ в эти годы, чтоб на кого-то равняться? Хотя в одном из своих немногочисленных интервью ты говорил: «Я не новый Александр Овечкин, я Иван Мирошниченко».
– Нет, кумиров и примеров для подражания у меня нет. Я никого особо для себя не выделяю, я смотрю много хоккея, стараюсь подсмотреть у кого-то какие-то финты, движения или бросок из-под защитника. Какую-то изюминку можно найти у любого игрока в НХЛ или КХЛ.
– Сейчас твоя семья в Воронеже?
– Да, но мой отец работает в структуре омского «Авангарда», и 30 июня мы с ним вернемся в расположение клуба. Сестра раньше занималась фигурным катанием, теперь она учится в колледже ВГИФК и играет в футбол в команде этого вуза.
– Как в семье уживаются футбол с хоккеем? Что главнее?
– Если параллельно по разным каналам показывают футбол и хоккей, то мы переключаем на хоккей.
– Сейчас у тебя период предсезонной подготовки. Она у тебя в тренировочном плане расписана?
– Отец меня тренирует на земле, в основном бегаю. А 30 июня мы с ним должны прибыть в расположение «Авангарда» и начинать тренироваться вместе с командой.
– С основной командой «Авангарда» в прошедшем сезоне ты никак не пересекался?
– Играть я с ними никак не мог, немного знаю Илью Каблукова, Арсения Грицюка, а так в новом сезоне предстоит знакомиться с новыми партнерами.
– На хобби и увлечения у тебя время остается?
– По ходу сезона – нет. В выходные особо ничем не хочется заниматься, только отдыхать. Пока сейчас сдавал сессию (на «отлично») в воронежском колледже, гулял, ходил в кино, кафе. Скажу, что с 2011 года, когда наша семья переехала сюда из Уссурийска, город похорошел, но, мне кажется, что властям нужно спорту уделять больше внимания. Мне нравится идея ректора ВГИФК Александра Сысоева провести в Воронеже Всемирную студенческую универсиаду. Конечно, для этого нужно сделать многое, но почему нет? Город развивается, и такое событие станет еще одним толчком для роста.
– За выступлением воронежского «Бурана» в ВХЛ следишь?
– Нет. С этой командой меня никогда ничего не связывало. Слышал, что при ВГИФК с начала 2022 года будет создаваться хоккейная команда вуза, может быть, получится провести с ребятами мастер-класс.