Шестиклассник Андрей Дыхов получил серьезную травму на уроке физкультуры в воронежской школе №39 (проспект Труда, 70) во вторник, 17 сентября. Мальчик пострадал из-за конфликта двух параллельных классов, рассказала журналисту РИА «Воронеж» мать 11-летнего Андрея Татьяна Дыхова в четверг, 19 сентября.
По словам женщины, настоящая «гражданская война» между учениками параллельных классов началась еще два года назад, когда дети были в четвертом классе. В развивающемся районе строили новые дома, в школе случился наплыв детей, и 4 «А» вырос примерно до 40 человек. Класс решили разделить надвое. В 4 «А» оставили послушных, прилежных и в целом «удобных» ребят, а сорванцов отправили в 4 «Б».
Андрея оставили в классе «А»
Фото – предоставлено Татьяной Дыховой– Наш классный руководитель выбрала тех, кого сочла нужным. Одноклассников разделили по поведению и «по родителям». В «Б» попали дети незаинтересованных мам и пап, из неполных и неблагополучных семей – одним словом, те, с кем было сложно договориться, – убеждена Татьяна Дыхова.
Конечно, были и исключения: на родительском собрании в четвертом классе некоторые родители отдельно просили классного руководителя оставить их детей в прежнем классе. Им шли на встречу.
– Деление перегруженного класса на «сильных» и «слабых», «удобных» и «неудобных» облегчает задачу учителей. Но только внешне. Можно было бы выбрать более справедливый принцип разделения. Например, предложить школьную игру с «демократическими выборами».Наталия Дашкова
психолог многопрофильного центра «Здоровый ребенок»
Свою обиду ученики 4 «Б» начали вымещать на бывших одноклассниках. Родители нередко становились свидетелями потасовок и драк.
– Если ребенку говорить, что он лузер, он в это быстро поверит! Приспособится и вырастет несчастным человеком. Другой начнет болеть. Третий озлобится: «Да, я такой!» и начнет вымещать агрессию на беззащитных.Наталия Дашкова
детский психолог
Педагоги предпочитали не замечать «войны», школьные психологи не вмешивались.
– Я даже не знаю, есть ли в нашей школе психолог. Детей к нему точно не отправляли. Классный руководитель не любит конфликтов, поэтому делает вид, что их просто нет. Участились моменты, когда ребята из «Б» обижали и унижали наших. Например, силой и авторитетом прилюдно принуждали говорить гадости о своем классе, – рассказала Татьяна.
Ситуацию усугубляло то, что бывшие одноклассники часто сталкивались в школе: расписание было составлено так, что «А и «Б» занимались в физкультурном зале одновременно. Родители жаловались руководству на стычки, писали заявления с требованиями разделить враждующие классы, но реакции не было.
– Пубертат – время завоевания личного пространства. В этом возрасте важно иметь в окружении значимых взрослых, которые могут выслушать, посочувствовать. К сожалению, подростки обесценивают родителей (забегая вперед, скажу, что это временно), поэтому круто, если лидером становится учитель. Если от взрослых поддержки нет, возникают проблемы. Формально педагоги изучают основы возрастной психологии, но эти знания редко применяют. Школьная система не имеет целью формирование личности. Это чистый образовательный процесс, где во главу угла ставят подготовку к ЕГЭ. И с учителей, и со школьных психологов требуют тщательное ведение документации и позитивную статистику.Наталия Дашкова
детский психолог
Помимо физкультуры, «ашки» и «бэшки» могли оказаться в одном кабинете на уроке русского языка и литературы.
– Руководство объясняло это нехваткой учителей. Если с физкультурой понятно (в спортзале часто занимаются несколько классов), то на русском и литературе ребята могли сидеть по трое за одной партой. Так вообще можно? – риторически вопрошает мама Андрея.
В злополучный вторник, 17 сентября 2019 года, два «клана» в очередной раз пересеклись в физкультурном зале.
– Мой ребенок стоял со своим другом и ни о чем не подозревал. Мальчик из параллельного класса с разбега ударил его пяткой в живот так, что Андрей сначала отлетел в стену, потом ударился о скамью и упал на пол. Дети, видя этот удар, побоялись к нему подойти – подумали, что он потерял сознание, – рассказала Татьяна Дыхова.
Андрея отвели к школьной медсестре, та позвонила матери, не упомянув, что мальчик травмирован.
– Мне сказали что-то вроде: «Он сейчас посидит на лавочке, если станет легче – пойдет дальше учиться». Конечно, я тут же приехала. Моему сыну даже не вызвали «скорую»! Никто из взрослых не рассказал, что его ударили, – картину помогли восстановить только одноклассники, – возмутилась женщина.
Только через два дня учителя физкультуры, присутствовавшие при ЧП, поведали Татьяне, что медсестра дала Андрею выбор: «Вызвать "скорую" или маму?». Мальчик, конечно, попросил позвонить матери. Сами «физкультурники» никак не отреагировали на происшествие, потому что, по их словам, «он не жаловался».
Шестиклассника отвезли на такси в травмпункт детской облбольницы №2. Врач поставил диагноз: «ушиб мягких тканей передней брюшной стенки, ушиб органов брюшной полости». Основной удар пришелся по печени. Из-за этого в ее протоках увеличился лимфоузел.
От госпитализации Андрея мама отказалась, решив лечить его в платной клинике. Заявление в инспекцию по делам несовершеннолетних женщина написала в тот же день.
Тем временем в школе продолжили совмещать уроки. Встревоженные родители «ашек» отказались отпускать детей на физкультуру.
Оправившись от шока, в четверг, 19 сентября, Татьяна Дыхова пришла на прием к директору 39-й школы Людмиле Нечаевой.
– Людмила Николаевна пообещала переделать расписание и не сталкивать враждующие классы. Я попросила ее поговорить с родителями 6 «Б», на что мне ответили: «Там не с кем разговаривать! Я вас поняла, да-да, мы будем принимать меры». Вот это «да-да» мы слышим с 4-го класса, – разводит руками Татьяна.
Утром 19 сентября классы все еще занимались вместе. В середине дня листы с расписанием уроков сняли со стены. Андрею Дыхову предстоит постельный режим и МРТ, чтобы оценить отсроченные последствия травмы.
Журналисту РИА «Воронеж» не удалось лично узнать позицию директора (весь день по официальному телефону школы никто не отвечал), поэтому редакция обратилась за комментарием в пресс-службу горадминистрации, так как школа №39 муниципальная. По словам представителя мэрии, в школе утверждают, что дефицита педагогов нет, а совмещенные уроки физкультуры – обычная практика. Директор заявила, что речи о соперничестве классов не идет: инцидент стал следствием конфликта двух конкретных детей. С ними работает психолог, и мальчики уже успели помириться.
Обновлено
Прочитав этот комментарий, Татьяна Дыхова смогла только удивленно развести руками. Андрею прописан постельный режим, он лежит дома. К нему никто не приходил и даже никто не звонил. О конфликте двух детей, по ее словам, не может быть и речи. Раньше мальчики не общались и не ссорились.
– Школьный психолог уже не сможет разрешить этот конфликт, он слишком вовлечен в ситуацию. Независимое мнение привлеченного специалиста, может быть, помогло бы снять напряженность. На мой взгляд, надо снизить градус вражды в коллективе. Родителям советую остановить разборки, выдохнуть и перевести ребенка в другую школу, где детьми занимаются.Наталия Дашкова
детский психолог
В случае спорных школьных ситуаций в пресс-службе мэрии рекомендовали не замалчивать ситуацию и обращаться в управление образования. Записаться туда на прием можно по телефону 228 32 19 по будням с 9:00 до 11:00.