, Воронеж
  • 13257

Голосовые сообщения и смартфон за столом. Что воронежцы узнали о цифровом этикете

Лекция о вежливости в эпоху гаджетов прошла в книжном клубе.
Голосовые сообщения и смартфон за столом. Что воронежцы узнали о цифровом этикете Голосовые сообщения и смартфон за столом. Что воронежцы узнали о цифровом этикете
РИА Воронеж Текст — , фото — Михаил Кирьянов

Открытая лекция о вежливости в Сети прошла в воронежском книжном клубе «Петровский» в пятницу, 31 января. Создательница telegram-канала «Цифровой этикет» и автор книги «Цифровой этикет: как не бесить друг друга в интернете» Ольга Лукинова рассказала, как относиться к родительским чатам, обилию смайлов в деловой переписке и звонкам на мобильник.

Мероприятие состоялось в рамках просветительского проекта портала Colta.ru и Гете-института «The Earth Is Flat – Как читать медиа?». Обозреватель РИА «Воронеж» выбрала наиболее интересные моменты выступления Ольги Лукиновой.

KIR_0675.jpg

О проникновении этикетов друг в друга

– Недавно британские ученые проводили опрос молодых людей о том, что они считают самым грубым нарушением личных границ и правил вежливости. Ответы были разными – например, самым популярным стал ответ «мусорить», который дали 72% опрошенных. Но как минимум пять из десяти самых частых ответов касались цифрового поведения – например, «пользоваться телефоном за столом», «читать чужие сообщения», «разговаривать с кем-то, не вынимая наушников». Сегодня мы должны признать, что этикет, связанный с гаджетами, становится частью нашего обычного бытового этикета. Но при этом бытовой этикет не всегда перетекает в цифровой. Например, если, заходя в комнату, мы должны поздороваться со всеми находящимися там, то входя в чат, мы не здороваемся с каждым – наоборот, это может выглядеть нелепо.

KIR_0628.jpg

Где записаны новые правила?

– Как узнать, что какое-то правило сложилось? Можно руководствоваться несколькими вещами. Во-первых, выходит множество книг по разным типам коммуникации, правилам переписки, современному этикету. Во-вторых, можно ориентироваться на опросы. Их проводят многие СМИ, я в своем telegram-канале тоже часто опрашиваю подписчиков о разных спорных моментах. Проблема в том, что если тема спорная, то и ответы разделятся примерно поровну. Например, на вопрос, выкладывать ли фото маленьких детей в соцсетях, 55% ответили «Нет, пусть он сам решит, что хочет выкладывать, когда подрастет», но остальные – «Да, я же не делаю ему ничего плохого». Это непримиримые позиции, но на такие опросы тоже можно опираться. Еще один источник – корпоративные стандарты цифровой коммуникации, которые выпускают крупные компании. Чтобы помочь своим сотрудникам общаться в деловой цифровой среде, они выпускают регламенты, которые могут пригодиться и другим пользователям.

KIR_0752.jpg

Нас гуглят

– По данным HeadHunter, 73% работодателей проверяют информацию о соискателе в социальных сетях. То есть помимо резюме в трех случаях из четырех работодатель посмотрит ваши профили. Конечно, он имеет на это право. Так же, как имеет право посмотреть на то, причесаны вы или нет, чистая ли у вас обувь, и сделать какие-то свои выводы. Потому что это открытая страница, которую вы добровольно размещаете в сети на всеобщее обозрение, и к этому нужно быть готовым. Еще 15% работодателей признавались, что увольняли сотрудников за публикации в соцсетях. Чаще всего причинами были разглашение коммерческой тайны, негативные комментарии в адрес компании и морально-этический облик сотрудника. Последний момент самый спорный – ведь где проходит граница морали, непонятно. И все же нужно понимать, что все, что вы делаете в сети, может иметь влияние на вашу реальную жизнь.

Репутация сотрудника в соцсети часто может оказывать влияние на репутацию всей компании. В последнее время мы часто становимся свидетелями скандалов, когда кого-то увольняют, например, из-за фото в купальнике. На первый взгляд это действительно выглядит возмутительно, но и позицию работодателя тоже можно понять. Если у человека в профиле указано его место работы, то любые его действия в соцсети могут быть проассоциированы с предприятием, на котором он служит. И ладно фото в купальнике, но если человек начнет обсуждать действия конкурентов, писать о внутренней кухне собственной компании, это уже может быть воспринято, как будто он высказывает не личное мнение, а говорит от лица компании. Ни один работодатель такого не захочет.

KIR_0811.jpg

Лучший источник – мемы

– Мемы – это современный интернет-фольклор. Это не просто забавные картинки, сегодня они часто играют роль квинтэссенции народной мудрости, как раньше – пословицы и поговорки. Поэтому если вы видите множество мемов о лайках к собственным фото, стоит задуматься: может, это действительно что-то не совсем корректное?

tvoe-vyrazhenie-lica_61663986_orig_.jpeg

Грамотность в интернете тоже претерпела изменения. Например, зачастую знаки препинания воспринимаются как избыточность. Мы пишем сообщения без точки на конце, что имитирует нашу обычную речь. И теперь, стоит вдруг собеседнику поставить точку, мы недоумеваем: «Он что, обиделся? Он зол и подчеркивает свою серьезность?» Конечно, так бывает не всегда, но мы уже должны иметь в виду вероятность возникновения такого мнения. Опять же, мемы подсказывают нам это.

мем1.jpg

Забота о собеседнике

– Главное, что мы должны всегда помнить в Сети – это уважение собеседника и его времени. Стоит написать одно емкое сообщение, а не заставлять человека слушать голосовое сообщение с паузами, кряхтением и ускользающей мыслью. 

мем2.jpg

Стоит писать одно сообщение, в котором сразу формулировать все, что необходимо, а не писать отдельно «привет», «как дела?», «слушай, я тут по такому вопросу» и так далее.

Взаимные договоренности

– Важно понимать, что никакие правила не являются высеченными в камне. Они регламентируются, в первую очередь, личными отношениями между людьми, вступающими в коммуникацию. Звучит смешно, но даже в родительском чате можно договориться, что это будет местом обсуждения насущных школьных вопросов, а не беседой для дурацких картинок. Не нужно бояться договариваться. Если мы испытываем неудобства в общении, нам не должно быть неловко сказать, например: «Если ты даешь мне рабочие инструкции, пришли их, пожалуйста, в почту, а не в мессенджер». Мы имеем на это право.

В то же время, иногда все правила отменяются. Если ситуация экстренная, если речь идет об общении с очень близким человеком, которому можно отправить голосовое в два часа ночи, просто потому что вы друзья. Но забывать о личных границах и удобстве собеседника нельзя.

KIR_0765.jpg

Как выбрать канал связи?

– Еще несколько лет назад, отправив письмо на электронную почту, мы могли позвонить собеседнику и спросить: «Ну что, ты видел письмо? Дошло?» Сейчас все изменилось кардинально. Теперь, наоборот, звонок – это самый личный, самый близкий и интимный контакт с человеком. Его нужно откладывать до последнего, для самых неотложных ситуаций.

Психологи считают, что есть разные дистанции для общения с разными людьми: интимная зона (15-45 см), личная (45-120 см), социальная (120-400 см) и публичная (свыше 400 см). Если представить эти зоны в виде линейки, то вдоль нее можно расположить и современные средства связи. Самым далеким будет почта – ее используют по рабочим вопросам, часто для общения с незнакомыми людьми. В социальную зону попадают соцсети, предполагающие, что с людьми, с которыми вы там общаетесь, вы знакомы или связаны каким-то образом. В личную зону входят мессенджеры, предполагающие, что человек знает ваш номер телефона. Ну и интимная зона – это сам телефон, которым мы пользуемся либо в самых срочных ситуациях, либо когда необходимо обсудить что-то, что не хотелось бы фиксировать в электронном виде. Тут есть спорный момент, для некоторых соцсети и мессенджеры меняются местами, в зависимости от договоренностей, принятых в компании. Но в целом картина почти всегда такая. В зависимости от того, на какой ступени для вас находится тот или иной человек, вы выбираете способ связи с ним.

KIR_0733.jpg

Как отвечать на кажущуюся бестактность?

– Если человек, с которым мы впервые общаетесь в цифровом пространстве, представляется Сашей, как к нему обращаться? Это как раз тот случай, когда правило бытового этикета перетекают в правила цифрового. Обращаться нужно так, как человек представился. Ведь для многих этот вопрос оказывается болезненным. Например, девушка представляется Алей. Вы не знаете полную форму ее имени и можете ошибиться. Лучше обращаться к ней так, как она сама попросила. Для сохранения дистанции можно говорить Але и Саше «вы», но форму имени оставить такой, о которой они просили.

Если собеседник шлет вам огромное количество скобочек и смайликов, стоит ли отвечать ему тем же? Если это деловая переписка, наверное, подобное не вполне корректно. В то же время, чтобы продемонстрировать позитивное отношение, можно ответить похожим образом. Но точно не ставить слишком много точек – такой человек может воспринять это как чрезмерную серьезность.

KIR_0782.jpg

Проверяйте

– Не стесняйтесь и не ленитесь перечитывать свои сообщения перед отправкой. Потому что удаление сообщений в случае, если вы передумали – это крайний шаг, не всегда допустимый. Одни месенджеры не позволяют удалить сообщение бесследно, другие показывают уведомление на экране смартфона, и вы не можете быть уверены, что человек его не увидел, даже если не прочел. Поэтому лучше перепроверяйте. А письма вообще лучше писать снизу вверх: сначала прикрепить файл, затем написать само письмо, затем – обязательно его тему, и в самую последнюю очередь, когда все уже готово – адрес.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: