, Воронеж
  • 3691

Голландский художник рассказал воронежцам, как селфи и удаленные фото могут стать искусством

И какой будет фотография через 15 лет.
Голландский художник рассказал воронежцам, как селфи и удаленные фото могут стать искусством Голландский художник рассказал воронежцам, как селфи и удаленные фото могут стать искусством
РИА Воронеж Текст — , фото — Софья Успенская
В воскресенье, 6 июля, в Воронежском центре современного искусства прошла творческая встреча с голландским художником Дирком Серпински «Фотография умерла. Да здравствует фотография!». На встрече Дирк рассказал о том, как фотография работает в современном мире, о работах авангардных голландских фотохудожников и о том, какой будет фотография через 15 лет.

Дирк Серпински специализируется на документальной фотографии, однако сам он почти не снимает: по его мнению, в современном мире интернет и цифровые технологии – самые важные ресурсы для художника. Вместо того, чтобы умножать постоянный поток образов, с которым мы сталкиваемся ежедневно, Дирк и его коллеги делают шаг назад и предлагают зрителям переосмыслить отношения с фотографией.

По словам Дирка, цифровая революция в начале двухтысячных стала самым важным событием в истории фотографии.

– Сейчас у людей появились смартфоны, айпады, социальные сети и новые возможности. Снимает что-то почти каждый, социальные сети заполнены изображениями. Однако большинство фотографов, в том числе и в Голландии, до сих пор работают в традиционных техниках и не используют новые возможности, эту новую реальность. Цифровые камеры пришли, а фотографы используют их так же, как аналоговую камеру. Этот феномен напоминает время, когда появились машины и их называли «безлошадная повозка». Новое используется так же, как и старое, и в этом не ищут новых возможностей,      
Дирк Серпински, художник.

 

Однако есть и фотографы, которые экспериментируют с новой реальностью и теми образами, которые ежедневно продуцирует человечество. Именно о них – и конкретно о новом поколении голландских фотографов, работающих с новыми медиа, «пионерами» новой фотодокументалистики – рассказал Дирк. 

В обыденном понимании методы, которые используют эти новые фотографы, далеки от того, что мы привыкли называть фотодокументалистикой. Так, например, один из них долгое время собирал фотографии-селфи, сделанные покупателями в магазине цифровой техники, где доступ к тестовым компьютерам и планшетам открыт для всех желающих, и сохранившиеся на этих устройствах.

Исследуя, что же происходит, когда человек фотографирует себя в незнакомом месте с непонятной целью, художник обнаружил целую фотосессию, сделанную двумя школьницами: за час они сняли 150 фотографий, причем 80 из них удалили (это было понятно по номерам файлов). Он распечатал все 150 фотографий (удаленные – в виде розовых квадратов), и эта история стала для художника основой выставки и одновременно основой художественного исследования процессов самопрезентации.  

 

Еще одной историей стал собственный проект Дирка, посвященный еде и голоду Fast/Food mandala (слово fast по-английски означает не только «быстрый» в контексте «быстрая еда», fast-food, другое значение этого слова – «пост»). В числе десятка других художников Дирк участвовал в арт-акции Starvation Week в Амстердаме (Неделя голодания). В ходе проекта 10 человек неделю ничего не ели в попытке прочувствовать на себе, что такое голод. У каждого в этом проекте были свои цели, своя мотивация и свой результат. По словам Дирка, в этой акции он хотел проверить себя и понять, кто контролирует его: тело или разум, - что случится с разумом, если он откажет телу в еде.

Наблюдая за своими ощущениями во время голодовки, Дирк работал с фотографиями еды. Для этого проекта он собирал фотографии своих любимых блюд: шаурмы, стейков, картошки-фри – и превращал их в буддийские мандалы для медитации. В глобальном смысле этот проект стал для Дирка ответом на вопрос, способен ли художник работать в условиях жестких физических ограничений, вне комфортной студии, и чем вообще питается творчество.

По словам Дирка Серпински, все эти проекты – эксперименты, чем они закончатся, пока не знают даже сами художники. Однако все они сейчас находятся на «переднем крае» документальной фотографии, работая с новыми медиа и взаимодействуя с документальными образами совершенно непривычными способами. 

– Сейчас это работа пионеров, и нужно, чтобы их было больше, – считает Дирк. – Через 15 лет этим будут заниматься, но пока еще к таким работам есть очень много вопросов.
Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: