День социального работника в России отмечают в пятницу, 8 июня. В преддверии праздника врио руководителя департамента соцзащиты области Ольга Сергеева рассказала корреспонденту РИА «Воронеж» о работе системы социальной защиты и людях, для которых помощь другим стала призванием.
– Ольга Владимировна, сколько человек трудится в системе соцзащиты Воронежской области? Есть ли нехватка кадров?
– В нашей сфере работает целая армия сотрудников. В подчинении более 100 подведомственных учреждений, в которых свыше 10 тыс. специалистов, из них 1,75 тыс. – социальные работники. Соцзащита – одна из систем, которые насквозь пронизывают всю жизнь общества и территориально охватывают всю Воронежскую область. У нас не очень большие зарплаты, есть текучка кадров, но вакантных мест при этом мало.
– Кто выбирает профессию социального работника?
– Эта работа – настоящее призвание и служение людям. Здесь трудятся только те, кто себя находит в профессии. Тому, кто не любит людей, не умеет прощать и принимать недостатки других, здесь нечего делать. У нас работает много пенсионеров – это наша старая гвардия, на которой многое держится. А в последнее время профессия соцработника стала пользоваться спросом и у молодежи, что очень приятно. Все больше выпускников Воронежского юридического техникума, Воронежского государственного промышленно-гуманитарного колледжа и Воронежского педуниверситета стремятся найти работу по основному профилю обучения.
Студенты активно занимаются волонтерской деятельностью в наших домах-интернатах, управлениях соцзащиты. Помогают в обучении пенсионеров компьютерной грамотности, организовывают культурно-массовые и памятные мероприятия. Мы с удовольствием принимаем студентов на практику в департамент и подведомственные учреждения. Многие потом приходят работать в нашу сферу.
– Назовите основные направления работы системы соцзащиты в регионе.
– Социальная поддержка населения и социальное обслуживание. Поддержка предоставляется в виде соцвыплат, которые осуществляются автоматически подходящим под категорию гражданам. Например, компенсация коммунальных платежей для пенсионеров, ветеранов труда, инвалидов. Это просто материальная помощь, творчества здесь нет. Другая большая часть нашей работы – прямая помощь, которая заключается в предоставлении услуг всем, кто оказался в тяжелой жизненной ситуации и нуждается в посторонней помощи, поддержке и уходе. Мы помогаем купить продукты пенсионерам, оказываем материальную поддержку малообеспеченным семьям в приобретении детям школьной формы раз в два года, в оплате питания детей в школе, проезда в учебные заведения. Это небольшие выплаты, но регулярные. Соцслужба оказывает жителям Воронежской области до 800 тыс. услуг в год. Проблемы у людей абсолютно разные, по каждому случаю принимается индивидуальное решение.
– Каковы главные задачи отрасли сегодня?
– Обеспечение исполнения принятых социальных обязательств в установленные сроки, совершенствование регионального законодательства, направленного на соцподдержку жителей, поиск новых технологий и форм работы с разными категориями населения.
– Куда обратиться воронежцу, если он попал в трудную жизненную ситуацию – нет денег, еды, крова?
– В управление соцзащиты населения по месту жительства. Специалисты проанализируют проблему и подскажут пути решения. Наши сотрудники могут оказать срочную социальную помощь: обеспечить бесплатным горячим питанием или набором продуктов, одеждой, обувью, посодействовать в получении временного жилья, юридической помощи, экстренной психологической помощи. Для женщин, оказавшихся в кризисной ситуации, есть центры временного проживания. К сожалению, для мужчин подобных центров в регионе нет, но вопрос с их временным размещением помогает решить епархия. Помимо болезней, самые большие проблемы, с которыми сталкиваются люди, – это отсутствие жилья и средств к существованию. Все остальные вопросы решаются достаточно быстро.
– Материальная помощь населению – одно из направлений работы департамента. Как обстоят дела с финансированием?
– Бюджет области старается сохранить социальную направленность. На меры соцподдержки в рамках госпрограммы Воронежской области «Социальная поддержка граждан» выделяется порядка 10 млрд рублей ежегодно. С учетом того, что адресную помощь у нас получает огромное число людей, эти деньги расходятся быстро. Средства направляются на выплату субсидий и компенсаций, оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, ежемесячных денежных выплат ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам, семьям, имеющим детей. Самые серьезные траты – приобретение жилья ветеранам Великой Отечественной войны и детям-сиротам. За год мы можем позволить себе купить около 320 квартир для детей-сирот, а в очереди их около 3 тыс.
– Какой процент пожилых людей в Воронежской области пользуется услугами соцзащиты?
– Воронежская область – третий по численности населения субъект РФ в ЦФО. Около трети жителей региона – возрастное население. Каждый день порядка 1 тыс. человек по всей области обращаются в учреждения соцзащиты за помощью, консультацией, советом. В целом более 40% населения региона получают услуги соцслужб. Назвать точный процент именно пожилых людей, пользующихся нашими услугами, сложно, но, думаю, почти каждый пенсионер хотя бы раз в жизни обращался в органы соцзащиты по вопросу назначения выплат или предоставления соцуслуг.
У нас стареющий регион, и, конечно, число пенсионеров с каждым годом будет лишь увеличиваться. Соответственно, будет расти и количество тех, кто пользуется услугами соцслужб.
– Расскажите о работе управлений социальной защиты населения.
– Управления соцзащиты работают в каждом районе города и области, всего их 39. В регионе есть райцентры, где нет Пенсионного фонда или Фонда соцстрахования, а соцзащита есть везде. К нам приходят многодетные семьи, инвалиды, пенсионеры, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации люди. В управлениях принимают любые заявления и оказывают все меры соцподдержки. Здесь организованы служба надомного обслуживания граждан, мобильная социальная бригада, ведется работа по организации досуга старшего поколения. Вся жизнь селян, можно сказать, сосредоточена в этих управлениях соцзащиты – это наши «руки» на периферии.
В учреждениях работают специальные кружки и школы для творческого развития, в которых регулярно занимаются 19 тыс. людей преклонного возраста. Проводятся занятия по рукоделию, которые тренируют мелкую моторику и поддерживают интеллектуальную активность, вокальные и физические занятия, танцы. Для пожилых людей разработаны программы занятий по компьютерной грамотности – они включают комплекс знаний от устройства компьютера до работы на портале госуслуг и сайтах органов власти. В 2017 году почти 900 человек прошли обучение компьютерной грамотности.
– Есть ли другие интересные проекты?
– У нас много методик, которые дают возможность самореализоваться. К примеру, программа «Школы безопасности для граждан пожилого возраста» направлена на повышение уровня безопасности повседневной жизни пенсионеров и инвалидов. На занятиях наши слушатели получают знания по вопросам юридической, потребительской, психологической, медицинской, пищевой безопасности. Около 350 пожилых людей ежегодно участвуют в движении «Социальный туризм»: для них организуют бесплатные экскурсии по Воронежской области и Черноземью. А в рамках проекта «Академия для пенсионеров», действующего на базе центра соцзащиты Ленинского района, пенсионеров обучают английскому, немецкому, французскому и даже японскому языкам.
Один из наших пилотных проектов – «Геронтоволонтерство. Серебряный возраст – время расправить крылья». Сейчас он из хаотичного приобретает более организованное направление. Это очень нужное движение, предусматривающее непосредственное участие старшего поколения в оказании посильной безвозмездной помощи тем, кто в ней нуждается. Волонтеры чувствуют себя нужными, у них появляется цель в жизни. А когда работают пожилые геронтоволонтеры с молодыми, получается еще и преемственность.
– Как насчет проектов, направленных на помощь семьям с детьми?
– На базе Советского отдела соцзащиты около года работает проект «Передышка» для мам, которым не с кем оставить на время детей. В центре оборудована игровая комната для детишек наподобие тех, что работают в торговых центрах. Только там детей оставляют под наблюдением сотрудников, чтобы родители могли спокойно потратить деньги в торговом центре, а у нас – чтобы они решили свои проблемы – например, посетили врача или оформили документы.
Проект временного пребывания детей в центре соцзащиты только набирает обороты. Но планируем внедрить эту методику и по другим районам города. К сожалению, у нас не так много подходящих для детской комнаты площадей, но будем искать варианты.
Отрадно, что есть меценаты, которые активно помогают нашей службе ремонтом, стройматериалами, одеждой, бытовыми предметами. Соцзащита всегда была народным делом: людям помогали всем миром, и здорово, что эта традиция сохранилась.
– Будет ли совершенствоваться или расширяться служба социального такси?
– Служба «Социальное такси» для маломобильных групп населения работает на базе центров соцзащиты Коминтерновского, Советского, Центрального и Левобережного районов Воронежа. Услуга предоставляется за 150 рублей в час. В областных центрах эта служба появится, но не везде. Этот вопрос будут прорабатывать компании-перевозчики на местах. В отдаленные населенные пункты, хутора с маленьким количеством населения организовывать «Социальное такси» нерентабельно.
– Как в регионе помогают людям с ограниченными возможностями?
– В Воронежской области более 200 тыс. инвалидов, из них 6,5 тыс. – дети, которые нуждаются во всесторонней поддержке государства. Правительство области уделяет большое внимание проблемам этой категории граждан, решая вопросы их социальной интеграции и создания комфортных условий жизни. Важную роль здесь играют специализированные учреждения системы соцзащиты, где специалисты разрабатывают индивидуальный комплекс мероприятий по адаптации инвалидов в обществе.
– Сколько реабилитационных центров для инвалидов работает в Воронежской области?
– Пока центров пять, два из них детские: «Парус надежды» и его дублер «Журавлик» в Борисоглебске. Определяющая роль по подготовке инвалидов к самостоятельной жизнедеятельности и труду отводится Воронежскому областному реабилитационному центру для инвалидов молодого возраста. Он выделен в качестве базового учреждения, которое обслуживает инвалидов старше 18 лет.
Количество центров будет, безусловно, увеличиваться, но не такими темпами, как число домов-интернатов психоневрологического профиля и домов-интернатов для пенсионеров и инвалидов, которые в регионе открываются каждый год. Новые дома-интернаты оснащены всем необходимым оборудованием. Сейчас в Грибановке строится дом-интернат на 100 мест. В 2017 году открылся после реконструкции Новохоперский дом-интернат психоневрологического профиля. У наших постояльцев, кстати, есть такое «развлечение» – переезжать из одного дома-интерната в другой, как бы путешествовать по области. Мы не возражаем.
– Внедряются ли в Воронежской области новые методы реабилитации для детей с ОВЗ? Например, анималотерапия?
– На базе «Паруса надежды» есть уникальные методики и проекты: мульт-терапия, арт-терапия, трудотерапия, дистанционное оказание услуг, тренинги родительских навыков. А вот с анималотерапией (использование животных для исцеления. – Прим. РИА «Воронеж») гораздо сложнее: в центре нет возможности содержать животных. Но мы планируем сделать пилотный проект «Анималотерапия» на базе будущего центра специфической реабилитации в Бутурлиновском районе. Сейчас разрабатывается проект этого учреждения. В нем специалисты будут заниматься передовыми технологиями реабилитации.
– Как система соцзащиты взаимодействует с общественными организациями?
– Со всеми общественными организациями – а их в Воронежской области более 100 – мы активно работаем. С обществами гораздо удобнее взаимодействовать, чем с отдельными людьми. Это же целое направление с уже проработанными программами, получившими поддержку на федеральном уровне. Кроме того, члены общественных организаций региона входят в состав коллегиальных и совещательных органов при облправительстве. Например, при реализации проекта «Аутизм. Маршруты помощи» мы тесно взаимодействуем с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, благотворительным фондом «Выход», Воронежской региональной общественной организацией инвалидов «Искра надежды». Общественные организации инвалидов участвуют в разработке мероприятий по формированию безбарьерной среды для маломобильных групп населения.
– А какую работу проводит департамент соцзащиты по созданию безбарьерной городской среды?
– В регионе с 2014 года реализуется подпрограмма «Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» госпрограммы «Доступная среда». За 2014-2017 годы объем финансирования подпрограммы составил 516,5 млн рублей, из них 332,8 млн – из федерального бюджета. Для адаптации объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур определили 395 объектов, за четыре года в 232 уже обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов. В 17 учреждениях культуры приобрели специальное оборудование, позволяющее людям с разными видами нарушений заниматься творчеством. В 189 образовательных организациях детям-инвалидам создали условия для получения качественного образования.
Это только середина процесса, многое еще предстоит сделать, чтобы среда стала доступной. Вот даже в нашем здании департамента соцзащиты пандус на входе есть, первый этаж полностью оборудован для посещения маломобильных граждан, а подняться на второй и третий они не могут – лифта в здании нет, лестничные проходы очень узкие. Поэтому наши сотрудники сами спускаются на первый этаж для работы с маломобильными посетителями.
– Сейчас услуги сиделок для лежачих и тяжелобольных, «мамы на час» для детей-инвалидов предоставляют только коммерческие фирмы. Не будет ли департамент привлекать в эту сферу своих сотрудников?
– Содержание сиделок и «мам на час» на штатной основе потребует дополнительного финансирования. Это очень большие деньги. У нас есть мобильные бригады, которые оказывают инвалидам помощь на дому. Надеемся войти в число пилотных регионов по созданию системы долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами, которая предусматривает разработку единых методических подходов и организационных мероприятий. В случае принятия положительного решения сотрудники благотворительного фонда «Старость в радость» проанализируют ситуацию в регионе и окажут содействие в разработке дорожной карты по созданию системы долговременного ухода в Воронежской области.
– Какие новые соцпроекты департамент реализует в ближайшее время?
– Есть интересные проекты, которые мы планируем расширить. Например, в районах области, где сложно найти работу, мы предлагаем семьям с детьми заключить социальный контракт. Департамент соцзащиты берет на себя обязательство выплатить семье матпомощь, а семья на эти деньги может купить себе, допустим, корову и тем самым получить небольшой доход. Это обоюдный контракт: мы даем человеку подъемные, организуем летний отдых детям, а он находит работу и возможность заработать, чтобы выйти из сложной жизненной ситуации. Еще у нас наметился новый поток по приемным семьям, которые берут к себе на проживание пенсионеров и вместе ведут хозяйство. Пока у нас 99 приемных семей, но их количество постепенно растет. Проект отличный: и пенсионеру не скучно – он живет в заботливой семье, – и семья всегда может рассчитывать на помощь приемного пенсионера, он хотя бы приглядит за маленькими детьми. Все довольны.