Генеральный директор ПАО СК «Росгосстрах» Геннадий Гальперин выступил на конференции «Будущее страхового рынка», организованной «Эксперт РА», и рассказал, как старейшая страховая компания страны преодолевает сложности, вызванные попаданием в санкционный список. На мероприятии обсуждались вызовы, с которыми столкнулись страховщики в 2022 году, и варианты корректировки и оптимизации бизнес-стратегий в беспрецедентных экономических и геополитических условиях.
– Ситуация, в которой мы оказались, требовала срочного решения целого ряда вопросов для стабилизации работы компании. В тяжелейшем положении оказались виды, которые в последние годы были драйверами развития страхового рынка: банкострахование, автокаско, добровольное медицинское страхование. Для нас, как компании, попавшей в составе группы в санкционный список, положение усугублялось тем, что полностью встали трансграничные платежи. А это значит, что не только перестало работать перестрахование, но и было поставлено под вопрос получение денег за наши совместные с зарубежными партнерами продукты, которые мы уже начали продавать, – в частности, на китайском рынке. Мы оказались в ситуации радикальных изменений в инвестиционной политике – валютные инструменты стали практически недоступны при том, что инвестдоход является одним из ключевых источников прибыли страховщиков, – рассказал Геннадий Гальперин.
На проблемах перестрахования глава «Росгосстраха» остановился отдельно, поскольку на нем завязаны не только перспективы дальнейшего развития крупного корпоративного страхования в нашей стране, но и финансовые результаты ряда ведущих российских страховщиков уже в этом году. Отечественные компании потеряли доступ к западноевропейским перестраховочным емкостям и скептически оценивают возможность получения денег от зарубежных перестраховщиков по уже состоявшимся убыткам.
– Конечно, в перестраховочных договорах есть санкционная оговорка и даже с пометкой, что срока давности нет, – то есть можно сделать вывод, что когда-то в будущем деньги нам будут уплачены. Но они нам нужны здесь и сейчас, – отметил Геннадий Гальперин.
Глава «Росгосстраха» считает, что из-за совокупности проблем, с которыми сейчас столкнулись российские страховщики, отрасль будет испытывать сильнейшее давление на финансовый результат по итогам работы в 2022 году.
– Мы понимаем, что в этом году мы как компания и как рынок будем близки к проблемному финансовому результату, – предупредил он.
Поэтому помимо реализации собственных антикризисных программ страховое сообщество должно активнее лоббировать свои интересы во взаимодействии с Банком России и органами власти.
– Страховщики свои предложения по антикризисной поддержке уже направляли регулятору, и по части из них решения приняты. Мы благодарны за те послабления, которые уже сделаны по вступлению в силу положения ЦБ 710-П «Об отдельных требованиях к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков» в части введения рисков. Однако обсуждается также другой документ – положение 781-П. В нем содержатся новые требования по расчету регуляторных резервов. Документ вступает в силу 1 января 2023 года, но мы считаем, что вопрос еще требует более детального анализа и дальнейшей проработки с ЦБ, – отметил Геннадий Гальперин.
Несмотря на все сложности и мощное внешнее давление, «Росгосстрах» уверенно смотрит вперед, подчеркнул глава компании. Диверсификация каналов и географии продаж с упором на мощный агентский корпус, широкая продуктовая линейка, в которой важную роль играет страхование жилья и имущества граждан, а также огромный опыт работы, в том числе и в кризисные периоды, позволяют компании укреплять и расширять свою клиентскую базу и поддерживать длительные прочные связи со страхователями по всей стране.
К тому же в последние годы «Росгосстрах» вышел за границы страхования и сегодня предлагает клиентам целый спектр актуальных сервисов для собственников недвижимости, автомобилистов и других. На цифровых платформах «Мой_Сервис Авто» и «Мой_Сервис Дом» зарегистрировалось уже около 200 тыс. пользователей.
– Это дает нам дополнительные сборы помимо страховых премий и повышает лояльность наших клиентов за счет возможности предложить им по принципу «единого окна» сервисы, в которых возникает потребность, – пояснил Геннадий Гальперин.
Отвечающая за развитие нестрахового бизнеса на базе платформ «Мой_Сервис» директор департамента развития бизнеса «Росгосстраха» Светлана Бери, также выступавшая в ходе конференции, уточнила, что в складывающейся на рынке ситуации сервисные вертикали страховщика не только добавляют дополнительную клиентскую ценность его продуктам, но и выводят на новый уровень взаимоотношения с партнерами в самых разных сферах.
– Мы изначально создавали инструмент «домонетизации» клиента, но теперь наша платформа становится одним из каналов, по которым клиент может обратиться для урегулирования убытка, и еще более важно, что мы начинаем становиться каналом продаж для наших партнеров: банков, автодилеров, сервисных компаний. А это уже переход от конкуренции за клиента к новым видам партнерства, совместное использование удобных для клиентов каналов продаж, – подчеркнула Светлана Бери.
Она также отметила, что в сегодняшних условиях пора отходить от парадигмы, что выживает сильнейший: «Выживет не жадный, а тот, кто готов делиться с партнерами!».