Художник, сооснователь и куратор Воронежского центра современного искусства (ВЦСИ) Арсений Жиляев и основатель галереи «Х.Л.А.М.» Алексей Горбунов попытались определить место 2014 года в культурной истории региона в беседе с корреспондентом РИА «Воронеж». Ушедший год для воронежской арт-среды получился на редкость продуктивным: помимо ежемесячных выставок в уже привычных пространствах – в галерее «Х.Л.А.М.», ВЦСИ – в городе открылось несколько новых площадок. Новым культурным пространством стало здание Мариинской гимназии на проспекте Революции, заявил о себе культурный центр «Кампанелла», выставки современного искусства прошли даже в парке «Динамо» и Экспоцентре ВГАСУ. Выставки открыли новые имена молодых художников, которые, не дожидаясь приглашений от официальных институций, ставили собственные эксперименты, организовывали художественные события и создавали истории своими руками. Но превратит ли эта бурная деятельность Воронеж в новую культурную столицу – вопрос, который пока не имеет ответа.
Алексей Горбунов: В «Х.Л.А.М.е» за этот год было много новых имен – Татьяна Данилевская, Егор Астапченко, Александр Долгов, Жанна Долгова и Надежда Синозерская. Об их будущем пока еще сложно говорить, но эти художники о себе заявили.
– Говоря «заявил о себе», что вы имеете в виду? В чем сегодня измеряется это «заявил»?
Алексей Горбунов: Для меня «заявил» означает «поразил». Может даже «рассмешил». При этом обязательно, на мой взгляд, внутреннее горение автора, его истовость и неотступность.
Перфоманс Злобиной, Курбатовой и Садретдиновой к годовщине «бульдозерной выставки»
Фото — Софья УспенскаяАрсений Жиляев: Давно уже зрело ощущение, что в Воронеже необходимо произвести смену поколений, и никак это все не могло произойти. Но, видимо, энергия копилась, в какой-то момент она дошла до критической точки, и произошел качественный скачок. За один год сразу же возникла плеяда новых имен, новых точек зрения, новых миров. В частности, год начался с самоорганизованных выставок – в ДК Машиностроителей, в Доме архитекторов группы ребят, которые сформировались вокруг Жени Ножкиной, Сергея Ряполова и Егора Астапченко. Потом по итогам второй образовательной программы ВЦСИ Татьяна Данилевская сделала концептуальную выставку о труде в «Х.Л.А.М.е», очень уверенно, как мне кажется. Несколько месяцев мы работали с Женей Ножкиной и сделали ее персональный проект в ВЦСИ «Точь-в-точь», и тут тоже можно говорить о том, что это уже взрослое автономное высказывание. Летом был ленд-арт проект «Если бы...» молодого московского куратора Яны Малиновской (она впоследствии присоединилась к команде ВЦСИ). Две яркие молодые художницы, Жанна Долгова с Надеждой Синозерской, сделали совместную выставку о феминизме в «Х.Л.А.М.е». Для Кирилла Гаршина год был очень продуктивным: выставка в столичном РОСИЗО, потом он поехал в Казань, в центре «Смена» сейчас выставляется, потом будет в Центре современного искусства в Перми, дебютировал на страницах московского литературного журнала «Носорог». Александр Долгов сделал свой полноценный самостоятельный проект и закончил свой первый фильм. Наконец, уже в начале 2015 открылась замечательная квартирная выставка «Шум» Злобиной, Курбатовой, Сатдердиновой. Все это говорит о том, что действительно произошел качественный скачок, появились новые имена, новые темы. Кто бы мог предположить еще некоторое время назад, что одновременно возникнет такое количество молодежи? Пока рано давать какие-либо оценки. Ребята делают только первые шаги, но это уже очень много. Возможно не все они останутся в искусстве, но у каждого будет свой путь, свои открытия, свое видение. И тот факт, что у нас появилась новая волна воронежского современного искусства, можно считать свершившимся.
– Что в этом году случилось такого, что катализировало этот процесс?
Алексей Горбунов: Я не могу разделить оптимизм ни московского, ни воронежского куратора. Выражения мнений в унисон тут не получается. Несколько раз я характеризовал взлеты и относительные падения современного искусства в Воронеже за прошедшие семь лет: 2008 год – начало публичных действий с освещением в СМИ, 2009-2010 годы – апогей выставочной и просветительской деятельности, 2011-2012 годы – возможная усталость, спад интереса у публики, 2013-2014 годы – новая волна активности десяти новых участников.
Эту активность можно объяснить сформировавшимся интересом к современному искусству у художников и художниц – посетителей и посетительниц выставок, у молодых людей, прослушавших курс лекций 2009-2012 и продолживших самообразование, набором учеников в разные мастер-классы в 2013 году и, конечно, личными причинами.
Алексей Горбунов
Фото — Софья УспенскаяДа, случились количественные изменения, появились не меньше десяти имен. При этом не оставляет впечатление, что над частью этих художников довлеет желание жить как современный художник. Некоторые из них то и дело говорят о выставках. А вот, на мой взгляд, нужно забыть не только об этих самых выставках, а обо всех и вся. Погрузиться только в искусство.
На мой взгляд, нужно забыть не только об этих самых выставках, а обо всех и вся. Погрузиться только в искусство.Алексей Горбунов
Перед тем, как в августе 2011 года я попросил Кирилла Гаршина показать свои работы, он сидел в малюсенькой квартире безвылазно два года и корпел над двумя огромными сериями. Это я попросил у него работу из «Пределов адекватности» для выставки 2011 года в «Х.Л.А.М.е» (а не он просил выставиться), а через месяц я уже предложил ему персональную. Уже на этой, первой, его выставке у Гаршина появились искренние почитатели в Воронеже. И после первого, можно сказать, триумфа Кирилл не ходил вокруг меня. Вместо этого на 10 кв. метрах он с утра до вечера работал и работал. За последующий год у него появилось три новых больших серии. И в 2012 году я предложил ему сделать вторую выставку, в 2014 – третью. Так же обстоит дело и с двумя выставками и стилем работы воронежского фотохудожника Кирилла Савельева (он, кстати, и не думает аттестовать себя представителем современного искусства), которого я очень высоко ценю. На его второй выставке некоторые люди ходили оцепеневшие, а одна девушка вдруг стала рыдать, и мне пришлось ее успокаивать. У Савельева никакой суеты и озабоченности. Он только не выпускает из рук фотоаппарат или кинокамеру. Так было и у Ивана Горшкова, и у Николая Алексеева, и у Ильи Долгова. Кстати, вторая фотовыставка Кирилла Савельева, где фигурировали его близкие, была настолько впечатляющей, что оказала воздействие даже на независимого Кирилла Гаршина: возникла его знаменитая и нашумевшая на всю страну серия «Праздные дни».
Фото — Софья Успенская
Без всякого сомнения, художник работает для себя и только для себя. Что даст молодому воронежскому художнику вежливая статья в местной газете? Не хочу и думать, что можно желать своей выставки для упоминания себя где-то в СМИ.
Выставки «художники для художников», или «художники для галеристов», или «для кураторов»? А может быть для «австрийцев», «голландцев» или «шведов»? Я не вижу смысла в искусстве с какой бы то ни было оглядкой или же вообще – по заданию.Алексей Горбунов
Короче говоря, я предлагаю не впадать в экзальтацию: в ситуации с современным искусством в Воронеже на сегодня нет никакой ни «критической точки», ни «точки кипения».
Выставка Александра Долгова в галерее «Х.Л.А.М.»
Фото — Софья УспенскаяАрсений Жиляев: Все молодые художники болеют одними и теми же проблемами, все через это проходят.
В Воронеже есть ВЦСИ, есть «Х.Л.А.М.», есть академия искусств, есть новый выставочный зал в музее Крамского, есть квартирные выставки, есть зрители, есть люди, которые могут подсказать и помочь, есть старшие художники, галеристы – масса возможностей, чтобы делать и показывать свое искусство.
У нас есть все пункты, которых, может быть, нет в других местах России. Соответственно, если человек может побороться со своими внутренними комплексами и посмотреть на ситуацию объективно, здесь очень много возможностей, которые можно использовать для собственного развития. Мы сделали все, что в наших силах было и даже больше.Арсений Жиляев
художник
Выставка Татьяны Данилевской "Черная работа" в галерее "Х.Л.А.М."
Фото — Софья Успенская– Как определить качество этого искусства для зрителя, не эксперта, как понять, насколько все эти проекты ценны, не будучи специалистом?
Алексей Горбунов: Вы говорите, видимо, о воронежцах, посетителях наших выставок. Я уже привел пример с искусством Кирилла Гаршина, Кирилла Савельева. Живо реагировали на инсталляцию Жанны Долговой, на «Насекомых» Егора Астапченко. Какие-то другие реакции у «не экспертов» могут появляться с возникновением и развитием новой среды, более искушенной в новом искусстве. А это вопрос воли, образования и обстоятельств.
– Недавно в сети вызвал бурную дискуссию пост художника Ильи Долгова, который написал на странице в Facebook, что сейчас – очень хорошее время для развития искусства? Согласны ли вы с ним?
Арсений Жиляев: Во все кризисные времена из-за объективных финансовых обстоятельств художники андеграунда оказываются более востребованными, чем те, кто представляет то, что можно назвать мэйнстримом. Соответственно в 2008 году многие из художников, которые сейчас активно действуют в России, например, Андрей Кузькин, Аня Желудь, Хаим Сокол, Саша Повзнер, Евгений Антуфьев, Саша Сухарева – они активно стартовали после 2008 года, когда упали цены на нефть и резко сократились бюджеты на современное искусство. Стал востребован более аскетичный, дешевый и интеллектуальный способ создания искусства. И так возникли все околоконцептуальные тенденции конца нулевых, объединенные с легкой руки критика Валентина Дьяконова в термине «Новые скучные», к которым, кстати, он относит всех художников первой воронежской волны.
Сейчас у нас опять грядет экономический кризис, опять цены на нефть упали, и это означает, что будут более востребованы люди, которые могут без денег самостоятельно делать что-то, что по качеству не уступает большим институциональным проектам.Арсений Жиляев
художник
«Мемориальная выставка» в ВЦСИ
Фото — Софья УспенскаяЭто уже очевидно в Москве, где очень качественное искусство делают люди с «Электрозавода». Это Дима Филиппов и Коля Онищенко, гостившие в ВЦСИ совсем недавно, это кураторская мастерская «Треугольник», это и просто художники, снимающие там мастерские. «Электрозавод» сейчас – центр притяжения. И то, что делается на «Электрозаводе» сегодня, является предвестником будущего. Скорее всего те художники, которые работают там сегодня, будут представлять российское искусство 2010-х годов. А крупные институции сейчас испытывают финансовые затруднения, у них сейчас сокращаются выставки, закрываются галереи, у них бесконечные разочарования.
В Воронеже схожие тенденции. Десять лет в Воронеже квартирных выставок не было, теперь они вдруг стали появляться. Сам ВЦСИ с начала 2015 будет смещать акцент в сторону более образовательного, лабораторного формата. С показа искусства мы будем перемещать внимание на его производство. Часть помещений будет отдана под мастерские молодежи, где лучшие выпускники образовательной программы ВЦСИ и талантливая молодежь сможет оттачивать свои навыки, часть останется как выставочное пространство, часть станет учебными залами. Надо вкладывать в образование, ведь от него зависит наше будущее.
Алексей Горбунов: Арсений нарисовал довольно оптимистичную картину развития современного искусства в условиях разворачивающегося коллапса. И, возможно, реалистическую, с той лишь оговоркой, что у таких художников, как, например, Андрей Кузькин, Аня Желудь, качество искусства, сами его порывы зависят не от цен на нефть, не от экономических кризисов, а от каких-то внутренних и личных процессов. Хотя, если помечтать, то во времена благоденствия они могли бы осуществить сумасшедшие (и относительно дорогие) уличные проекты.
Я хочу напомнить о другой стороне, которая крайне важна: не о художниках, а о гипотетических поклонниках их произведений. Тут нет поводов для радости, ведь вы, Софья, спрашиваете о Воронеже, а не об Амстердаме.
Прошло семь лет, но Воронеж остается городом девственным, с девственным населением. Я говорю о людях, которые захотели бы дома или на работе жить даже не в окружении современного искусства, а хотя бы в его временном частичном присутствии. Таких людей по-прежнему почти нет.Алексей Горбунов
галерист
Поэтому изменение числа представителей современного искусства с пяти до 15 ситуации в самом городе не меняет. Зачем себя обманывать? Запроса на современное искусство в Воронеже нет и в помине. Есть глухое сопротивление ему.
Фото — Софья Успенская
Но так обстоит дело не во всех российских регионах. Есть коллекционеры и меценаты современного искусства в Перми, Вологде, Екатеринбурге. В декабре 2014 года я смотрел на сайт краснодарского аукциона произведений современного искусства и с удивлением обнаружил, сколь большое количество произведений было куплено. Приобретались работы не только самых известных в Москве художников. На аукционе было разнообразие, которого в Воронеже нет. К тому же в Краснодаре нашлись люди, которые отдавали за «другое» искусство от 40 до 400 тыс. рублей добровольно, а не принудительно. Атмосфера безразличия и торжество буржуазного искусства в Воронеже, разумеется, не означает, что надо прекратить заниматься современным искусством, его экспонированием, а также просвещением. Я, например, буду продолжать свою деятельность в «Х.Л.А.М.е», буду пропагандировать современное искусство, аккумулировать его.
Арсений Жиляев: К сожалению, в том, что касается поддержки и в хорошем смысле патриотизма, в Воронеже пока недостаточно бизнеса, который мог бы поддерживать культуру. И оптимизма нет. Культурные производители в Воронеже впереди всех остальных производителей. О Воронеже больше говорят как о новой региональной культурной столице, нежели о столице для бизнеса. Порой люди банально не могу держать слово. Публично говорят одно, но делают другое. Говорят, будем покупать искусство, поддерживать молодежь, переманивать московские культурные инициативы, но в сухом остатке выясняется, что это пыль. Это очень сильно отличается от того же Краснодара, где директор футбольного клуба приходит и без громких слов про мистическое слияние душ всех творческих людей в одном гараже, просто покупает местную творческую молодежь. Возможно, даже не потому, что ему нравится, и он полностью понимает их искусство, а потому, что хочет поддержать прогрессивную культуру не словом, а делом.
– А если говорить не о потребителях-коллекционерах, а о зрителях, вне бизнеса, – тут вы видите какие-то изменения?
Алексей Горбунов: Тут, Софья, тоже картина не такая уж веселая. Да, были на выставках аншлаги. И в «Х.Л.А.М.е», а потом в 2012 году и в ВЦСИ. Потом все это стало таять. Причины? Частично несбывшиеся надежды, местами разочарования, подозрения, выход замуж. Вы правы, появилась определенная мода, может это, как вы выражаетесь, часть хипстерской культуры. Из положительного: к выставкам современного искусства появляется интерес у старшеклассников и старшеклассниц. Они еще не зашорены, им не внушены пока клише официального художественного и гуманитарного образования. И, может быть, для кого-нибудь из них станут полезны эти образчики свободы.
Арсений Жиляев: Мне кажется, что в Воронеже всегда был интересный и благодарный зритель. Здесь по контрасту с Москвой выставки всегда собирали аншлаги – до последнего времени. Сейчас, вероятно, есть уже какая-то пресыщенность, усталость, но в среднем воронежские выставки посещало столько же, а порой даже и больше людей, чем в Москве. Люди с интересом относились к визуальной культуре. К тому же в связи с открытием нового корпуса Академии искусств в центре с такой интенсификацией выставочной деятельности, у людей уже появляется выбор, появилась в хорошем смысле конкуренция. Очень много людей записываются на образовательные программы ВЦСИ, а это говорит о том, что действительно есть интерес.
Фото — Софья Успенская
– От чего зависит развитие этих молодых художников дальше?
Арсений Жиляев: Мне кажется, из них уже что-то получилось, во всяком случае, они уже состоялись как самостоятельные творческие единицы на каком-то этапе своего становления, и вопрос, будет ли это дальше чем-то больше, зависит от массы факторов.
Алексей Горбунов: Я считаю, дальнейшее зависит прежде всего от самих художников. Обычный путь был (условно): работа, работа, работа, заявки, биеналле, «Инновация», премия Кандинского и т.п. В любом случае, после того, как у художника окажется что сказать, и он будет знать, как это сказать, он должен стучаться или хотя бы информировать. В идеале он должен попасть – в сердце, ум. И сразить.