Федеральная служба безопасности утвердила обновленный перечень сведений в области военной и военно-технической деятельности РФ, за разглашение которых человек или организация могут быть признаны иностранными агентами. Эти данные не относятся к гостайне, но могут быть использованы иностранными источниками против безопасности государства. Также статус иноагента можно «получить» за целенаправленный сбор таких сведений. Всего в перечень включили 60 пунктов. Приказ ведомства опубликовали на официальном интернет-портале правовой информации в четверг, 17 ноября.

В первой части списка указаны данные в области военной деятельности РФ. К ним относятся данные об оценке и прогнозах развития военно-политической, стратегической (оперативной) обстановки, планировании и осуществлении мероприятий по гражданской и территориальной обороне, дислокации, действительных наименований, организационной структуре, вооружении, перевозках, маршрутах транспортировки и передвижения, численности подразделений Вооруженных сил РФ, Росгвардии, МЧС, СВР, ФСБ, органов государственной охраны, органов военной прокуратуры, военных следственных органов Следственного комитета РФ, Главного управления специальных программ президента РФ.

Кроме того, перечень включает сведения о прохождении гражданами РФ военной службы, о строительстве и развитии войск, воинских формирований и органов, о мобилизации, боевой и мобилизационной подготовке войск, воинских формирований и органов, о местах хранения оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ, находящихся на вооружении войск, о материально-техническом и финансовом обеспечении, а также о соблюдении законности и морально-психологическом климате в войсках и формированиях. Помимо этого, включены пункты, касающиеся персональных данных военнослужащих и также членов их семей. Всего в разделе 22 пункта.

Во второй части говорится о данных в области военно-технической деятельности, не содержащих сведений, составляющих государственную тайну. К ним относятся данные о развитии вооружения, военной и специальной техники, содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения, военной и специальной техники. В документе также указаны пункты, касающиеся тактико-технических характеристик и возможностей боевого применения образцов вооружения, военной и специальной техники, за исключением сведений, содержащихся в открытом доступе.

Приказ, ознакомиться с которым можно по ссылке, вступает в силу с 1 декабря 2022 года. Перечень был утвержден в соответствии с федеральным законом «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Первый вариант списка сведений в области военной и военно-технической деятельности, которые могут быть использованы против безопасности России, Федеральная служба безопасности опубликовала в сентябре 2021 года. Тогда эксперты указали на размытость формулировок и возможные риски для средств массовой информации, ученых и популяризаторов науки. В ответ на это в ФСБ сообщили, что закон не накладывает ограничения на СМИ, общественных активистов и граждан по получению и опубликованию любой информации из перечня, если это обусловлено профессиональной деятельностью или продиктовано выражением гражданской позиции. В то же время лицо, получившее в любой форме от зарубежных структур и их сотрудников указание по сбору подобных сведений, обязано маркировать свою деятельность в форме постановки на учет в Минюст России в качестве физического лица-иноагента.

Руководитель международного отдела Союза журналистов России, секретарь СЖР Тимур Шафир прокомментировал РИА «Воронеж», как, по его мнению, нововведения 2022 года могут повлиять на работу СМИ.

– Все данные, перечисленные в обновленном документе, имеют под собой основание. Каким образом действовать СМИ в этой ситуации? Я думаю, это тот случай, когда нужно исходить не только из буквы закона, но и из духа ситуации. Мы всегда очень много, очень часто говорим об этике и ответственности журналиста и редакции за распространяемую информацию. Вопрос зачастую обсуждается остро, сложно. В данной ситуации, на мой взгляд, это ответ на вопрос: как быть, как работать, как освещать. Здесь журналист должен руководствоваться не только законодательством, но и своими собственными пониманиями, собственными соображениями о этике. О том, что в нынешней ситуации, которая с сентября прошлого года изменилась критически, цена его работы, цена его действий и цена возможной ошибки в использовании каких-то данных, которые нет необходимости использовать, многократно возросли. Это тот случай, когда работа журналиста и ошибки в работе могут повлечь за собой гибель людей. Мне кажется, надо исходить из этого в том числе.

Тимур Шафир подчеркнул, что, когда вступают в силу подобные нормативные акты, остается возможен диалог с силовыми структурами. В случае необходимости СМИ могут обратиться за дополнительными разъяснениями, которые можно получить через специализированный комитет Госдумы или же через общественные организации, например, Союз журналистов России.

– Мы живем в правовом государстве, институты которого функционируют, а одна из функций этих институтов – взаимодействие с обществом и журналистами. Нынешние нормы, которые вступают в силу с 1 декабря, по сравнению с нормами прошлого года достаточно расширены. Но тем не менее в плане именно формулировок, в плане их составляющей, на мой взгляд, они вызывают меньше вопросов. Изменились обстоятельства, ситуация, условия, в которых мы работаем, в которых работают наши коллеги. Этот список, представленный сейчас, он достаточно ясно дает понять, почему те или иные ограничения в него были включены, – рассказал Тимур Шафир.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».