У нас год кино. Все помнят? И на этой неделе хочется уделить внимание Франции – одной из стран, претендующих на звание родины кино (вопрос запутанный и непростой, как кажется на первый взгляд, не будем в него углубляться). Веский довод, конечно, – первый публичный показ 50-секундных фильмов братьев Люмьер, состоявшийся в Париже в 1895 году. Перечень картин, составленный на этой неделе, «грешит» разнообразием, так что выбрать что-то для себя сможет каждый. Все эти фильмы объединяет то, что в каждой из них «что-то пошло не так», но в каждом отдельном случае это имеет разные последствия – от великой любви до тюрьмы и сумы.

«Боб-прожигатель» (Bob le flambeur)


Режиссер: Жан-Пьер Мельвиль

Год выпуска: 1956

С подачи Франсуа Трюффо считается первым фильмом «Новой волны», хотя Мельвиль относится к другому поколению. Следуя нуарной традиции, режиссер создает вязкую и загадочную атмосферу. Фильм изобилует, казалось бы, второстепенными деталями (в первой половине они явно превалируют над сюжетом), но в этом вся прелесть. Вторая половина – иронически переосмысленный сюжет «Афсальтовых джунглей» Джона Хьюстона (сюжет впоследствии ляжет в основу и современных фильмов про неудавшиеся ограбления – хоть «Одиннадцать друзей Оушена» Содерберга, хоть «Лига джентльменов» братьев Коэн). Но занимательнее всего здесь главный герой (в исполнении Роже Дюшена) страстный игрок и сибарит, мающийся подспудным чувством вины и доморощенным экзистенциализмом, играющий по ночам и спящий днем. Ему-то в голову и приходит дерзкий план ограбления…

Кстати, еще Трюффо говорил: «У нас во Франции был Жан-Пьер Мельвиль, который, снимая гангстерский фильм, пытался убедить нас в том, что перед нами греческая трагедия».

«Альфавиль» Alphaville, une étrange aventure de Lemmy Caution


Режиссер: Жан-Люк Годар

Год выпуска: 1965

Это фантастика, окрашенная в нуарные тона. Никаких космических кораблей и магнитно-плазменных щитов. «Соблазнительница третьего класса» (так именует себя одна из многочисленных безвольных героинь) и прочие детали будто бы отсылают к «Дивному новому миру» О. Хаксли. То ли наваждение, то ли тоталитарное автоматизированное государство, расположенное за пределами «основного мира» и управляемое альфа-мозгом (!), созданный бежавшим с планеты Земля профессором Носферату (!!), куда попадает спецагент Леми Коушен (в исполнении Эдди Константина) дабы устранить профессора или обратить его на сторону «добра». Но вот он влюбляется в его дочь Наташу (Анна Карина) и все идет не так, но, на самом деле – как надо. В эпизодической роли появляется Жан Пьер Лео (любимчик Трюффо) – угадайте, где! Фильм очень повлиял на поп-культурное пространство. В честь него, как минимум, названа музыкальная группа и частная финская кинокомпания.

«Луна в сточной канаве» (La lune dans le caniveau)


Режиссер: Жан-Жак Бенекс.

Год выпуска: 1983

«Главный герой (работяга из доков в исполнении Жерара Депардье) хочет во что бы то ни стало найти виновника смерти сестры, в то время как любовь (в которой он даже себе боится признаться) к недоступной красавице в исполнении Настасьи Кински (такие обычно снятся в эротических снах, а, по пробуждении, кусаешь локти от бессилия) из другого мира (с рекламного плаката о красивой жизни) полностью увлекают его…»).

Бенекс относится, с подачи журналистов к так называемой триаде BBC (Бенекс-Бессон-Каракс), представителям «необарокко» во французском кино 80-х или «новейшей волне». Необычайно красочный фильм. Криминогенная окраина Парижа, где, кажется, царит вечная ночь. Сюжет условен, повествование фрагментарно (в этом плане есть что-то общее с «Дурной кровью» Каракса). Все фантасмагорично, ирреально и завораживающе красиво (в какой-то момент отказываешься от наивного поползновения спросить «зачем это все растягивать на два с лишним часа»). При этом четко поставленный классовый вопрос. Если что-то и пошло не так, то с того момента, когда герой решил вырваться из порочного круга среды его породившей, очаровавшись нарисованный на рекламном плакате «другим миром». Впрочем, никакой морали и анализа.

«Подземка» (Subway)


Режиссер: Люк Бессон

Год выпуска: 1985

Стильный и обаятельный асоциальный тип (в исполнении Кристофера Ламберта) надеется срубить большой куш за счет шантажа богатой красавицы Хелены (Изабель Аджани), на него почти сразу начинается охота. От преследований он уходит в подземку, представляющую собой альтернативный «надземному» мир (отнюдь не как в «Метрополисе»), населенный талантливыми маргиналами, умеющими в том числе и играть крутую музыку. Хелене же ее рафинированная жизнь обрыдла, она хочет любви, дауншифтинга и панк-рока, чего с лихвой и получает. Лихо закрученный сюжет, подозрительно напоминающий «На последнем дыхании» Годара. Много музыки, а красивых кадров – хоть скриншоты делай! Да. И где вы еще увидите молодого и не пышущего брутальностью Жана Рено, играющего музыку 24 часа в сутки?! Изабель Аджани немного напоминает героиню Друбич из перестроечных фильмов Сергея Соловьева. Что пошло не так? Любовь попутала всем карты. И отлично!

«Любовники с моста Пон-Неф» (Les amants du Pont-Neuf)


Режиссер: Леос Каракс

Год выпуска:1991

История любви клошара (Дэни Лаван) и стремительно слепнущей и раздавленной неразделенной любовью художницы (Жюльет Бинош).

Один из самых дорогостоящих фильмов на тогдашний момент(Для воссоздания праздничного салюта в честь 200-летия Великой французской революции 14 июля 1989 года было потрачено более половины бюджета). Благо, это не единственная примечательная его черта. Зная не понаслышке жизнь бездомных (это были первые люди в Париже, с которыми начал общаться сам Каракс, когда приехал туда впервые), он отлично вписал их в ткань фильма, не превратив его в образчик критического реализма. Очень стильный и непредсказуемый (до самого конца) фильм. О любви, которая или убьет, или сделает сильнее. Именно Каракс открыл Бинош для авторского кино. Все, кому надоела бесконечная «ваниль» в фильмах о любви – самое время глянуть эту картину. Что пошло не так? Фильм Каракса ломает шаблоны (сказать, почему, значить заспойлерить фильм).

«Между стен» (Entre les murs)


Режиссер: Лоран Канте

Год выпуска: 2008

Казалось бы, Лорана Канте ну никак, даже косвенно, не отнесешь к «новой волне» – ни к потомкам, ни к наследникам. Однако одна из первых его наград за снятую короткометражку носит имя Жана Виго (представитель так называемого «поэтического реализма» в кино, одного из главнейших вдохновителей «nouvelle vague», чей век оказался так ярок и так короток). Расхожий сюжет о нестроящихся отношениях между учителем и учениками (взять хоть «Писателей свободы», хоть «Географ глобус пропил») превращается в метафору современной Франции, бедствующей от наплыва нелегальных мигрантов, носителей совсем другой культуры и менталитета. То ли воспитывать «новых варваров» в соответствии с традициями Эпохи Просвещения, то ли самим учиться у них чему-то. Учитель (в исполнении Франсуа Бегодо – он же автор одноименной книги и сценария к фильму, сам работавший учителем) выбирает форму диалога. И у него даже что-то из этого выходит… Для остроязыких этнически разношерстных детей (быть может по науськиванию родителей презирающих «галлов») что-то идет не так… Действие почти не выходит за стены школы, отсюда и название… В прокате также обозначают как «Класс» (не путать с эстонским «Классом»!).

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».