В пятницу, 29 августа, в Воронеже прошла первая конференция, посвященная развитию велодвижения «Опыт городов в развитии велосипеда как транспортного средства. Перспективы развития». Она открыла II Международный велофестиваль, который в эти дни проходит в столице Черноземья.

- В Воронеже появилась новая категория граждан – веловоронежцы, самая активная часть населения. Например, именно веловоронежцы первыми откликнулись на призыв помочь в патрулировании лесных массивов города во время летней жары. Я и сам состою в «ВелоВоронеже», моя членская карточка под № 10, - сказал, открывая конференцию, первый заместитель главы администрации Воронежа Сергей Крючков. – Задача конференции – обсудить направления в развитии велоинфраструктуры. Плодотворной работы участникам и приятного времяпрепровождения в Воронеже нашим гостям.

Дебютный форум получился статусным – конференция собрала в здании мэрии сотрудников отраслевых управлений мэрии, правоохранительных органов и службы спасения, федерации велоспорта, представителей бизнеса и активистов «ВелоВоронежа». Хэдлайнером форума стал гость из Финляндии, представитель федерации зимней езды на велосипеде города Оулу Текка Тахкола.

В финале конференции один из воронежских спикеров признался, что ожидал, что выступление Пекки будет скорее призывным – «давайте кататься, это круто». Однако иностранный гость представил экономически проработанные решения, которые работают в отдельно взятом северном городе. Причем, некоторые из них касаются не только велодвижения, а в целом ухода за городом.

Пекка Тахкола рассказал, что Оулу в пять раз меньше Воронежа по населению, но почти в три раза больше по площади. По данным на 2009 год, в городе, находящимся всего в 200 км от полярного круга, ежегодного 22 % всех поездок предпринимаются на велосипедах, 54 % - на машинах, 19 % - пешком и 5 % - на общественном транспорте.

- В 1962 году велопользователей было 42 %. Потом, с развитием автомобилизации, количество велосипедистов начало резко сокращаться, но сейчас снова растет. Общественный транспорт у нас очень дорогой: стоимость одной проезда равна цене за два литра топлива. Это если бы в Воронеже проезд стоил 70 рублей, - рассказал Пекка.

- Точно бы все на велосипеды пересели! – прокомментировал активист «ВелоВоронежа» Игорь Титов.

Пекка Тахкола отметил, что большое количество снега и морозы не мешают людям кататься на велосипеде.

- У нас в городе больше 70 % велосипедистов, из них порядка 30 % едут в любую погоду. «Слишком холодно» - такого вы не услышите. Вы же не перестаете выходить на улицу, если там «слишком холодно». Развитие велоинфраструктуры началось у нас в 70-е годы, - рассказал Пекка Тахкола.

Велосипедисты в Оулу делят дорогу с пешеходами, дорожки для них шириной от 3,5 до 6 м – места хватает всем. Велопешеходная сеть – 840 км, за черту города они уходят на 40 км. Каждый год сеть растет примерно на 17 км.

– Я приехал в аэропорт на велосипеде, он ждет меня там, в помещении велопарковки. До аэропорта из 13 км всего 200 м я проехал по автомобильной дороге, - отметил Пекка.

Гость из Финляндии подчеркнул, что не нужно опускать руки из-за того, что такой инфраструктуры нет в Воронеже. В Оулу, по мнению Пекки, слишком большая протяженность дорожек, значительная часть которых не востребована. Однако все они требуют ухода, в первую очередь, расчистки снега. Кстати, именно поддержание дорожек в отличном состоянии – самый важный сигнал велосипедистам, что город для них.

Каждая снегоуборочная машина в финском городе оснащена GPS. Каждый может отследить через приложение, какие велодорожки уже расчищены или в какое время они будут расчищены и скорректировать свой маршрут. Участники конференции восприняли эту информацию, словно новость про инопланетный разум.

Правда, Пекка не смог назвать сумму, которую выделяет бюджет на уборку велопешеходных зон и строительство новых дорожек. Однако сейчас городские власти прорабатывают возможность сокращения длины маршрутов. Велосипедист продемонстрировал карту с двумя практически параллельными действующими дорожками к местному университету и будущей третьей, пересекающей их. Эта третья дорожка поможет сократить путь на 250 метров, всего на минуту.

- Общество зарабатывает больше, если мы экономим время в пути. Конкретно это сокращение поможет заработать в год 250 тыс. евро, строительство дорожки стоит в восемь раз меньше. Та же схема применяется для автоматизации автомобильных маршрутов, - рассказал Пекка. – В первую очередь надо создать возможность для велодвижения в целом. При этом вы должны учитывать легкость использования инфраструктуры – будет ли она зимой такой же доступной как летом.

Пекка продемонстрировал еще один слайд одного из автомобильных перекрестков Оулу, на котором, по наблюдениям, часть пространства практически не используется машинами, эту территорию планируют развивать как велозону.

- Возможно, вам нужно тоже сделать подобный анализ дорог. Может быть, здесь есть решение, - посоветовал Пекка.

Иностранный гость рассказал также, что этой зимой они запустили акцию для автомобилистов с призывом хотя бы дважды в неделю не использовать машину. Всех желающих спонсоры обеспечили велошлемом, перчатками и комплектом зимней резины (хотя, как утверждает Пекка, большинство в Оулу ездят на летней).

- Мы ожидали, что откликнутся 10-20 человек, но в таком эксперименте вызвалось поучаствовать около 200 автомобилистов. Вложения составили порядка трех тыс. евро, экономический эффект – 30 тыс. евро, 1000 %, - рассказал Пекка.   

Воронежцы поинтересовались, часто ли в Оулу воруют велосипеды, и есть ли страховки от этого. Пекка ответил, что проблема краж существует, угоны покрывает так называемое «домашнее страхование».

- В основном велосипеды крадут в субботу вечерком, когда люди возвращаются из баров и ищут легкодоступный транспорт. Они берут велосипед, а потом выбрасывают его куда-нибудь в реку, - посмеялся Пекка. – Стараемся бороться с угонами, оборудовать парковки новыми более надежными стойками.

Представитель управления главного архитектора Константин Подвязских представил участникам карту веломаршрутов Воронежа, которая войдет в перспективный план преобразований дорожной инфраструктуры города. Лидер воронежского велосообщества Игорь Титов добавил, что некоторые участки этой карты уже спроектированы – например, по улице 9 Января.

- Сейчас перед нами стоит задача внести карту велополос в генплан города, без этого трудно приступать к этапу реализации, - сказал Игорь Титов.

Активист также рассказал, что четыре строительных компании проектируют жилые кварталы с велодорожками и парковками. Пекка Тахкола поинтересовался, будут ли парковки в помещениях.

- Для нас это данность, обязательно с домами строят закрытые места хранения, - отметил он.

Игорь Титов попросил финна помочь описать в документе, как выглядит такая конструкция:

- Мы предоставим это решение властям Воронежа. Может быть, у нас это станет дополнительным стандартом для новых кварталов.

II Международный велофестиваль «ВелоВоронеж» продолжился в субботу, 30 августа, турниром по велополо на стадионе «Динамо» (старт матчей с 11 часов) и гонками Air mDhi на Лысой горе (в 13 часов). В 17 часов от дворца спорта «Юбилейный» стартует велопробег.

Запланированные на 29 августа встречу с представителем федерации зимней езды финского города Оулу Пеккой Тахколой и презентацию Европы глазами воронежского велосипедиста организаторы фестиваля перенесли на воскресенье, 31 августа. Мероприятие состоится в антикафе «Кампанелла» в 15 часов. Таким образом, велофестиваль формально продлится не два, а три дня.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter