Второй фестиваль независимых театров «Центр» стартовал в Воронеже в понедельник, 29 апреля. В день открытия зрители увидели постановку «Ханана» ростовского театра «18+». Пьеса о жителях российской глубинки частично основана на реальной истории семьи из Воронежской области.

В основу спектакля легла пьеса драматурга родом из Воронежа Германа Грекова. Несколько лет назад он переехал в Ростов-на-Дону, где стал главным режиссером независимого театра «18+». Жанр спектакля создатели – Герман Греков и режиссер Юрий Муравицкий – обозначили как «русский гиньоль», то есть «театральное представление, в котором жестокость и ужас повседневности сконцентрированы до такой степени, что зрителю становится не только страшно, но и смешно».

В центре сюжета «Хананы» – деревенская семья: немолодая Наташа, ее глухой муж Борис и психически больной сын Саша, который насилует мать, избивает отца и держит в страхе всю семью. А также соседки и подружки, квартирант Семеныч, только освободившийся из тюрьмы старший сын Дима. Все они регулярно пьют, дерутся, пересказывают друг другу истории о детях и соседях по деревне, которые то гуляют, то рожают, то попадают в кошмарные передряги. Мрачность всех этих историй зашкаливает, особенно на фоне убийственного, совершенно не приспособленного для жизни нищего быта.

– Тема провинциальности для меня не была основной. Я стремился поднять в пьесе вечные общечеловеческие вопросы библейского масштаба. Спектакль перекликается с античными произведениями, в частности с «Царем Эдипом». Мне хотелось поработать с такими архетипическими образами, мощными энергиями, которые есть в древнегреческой трагедии. Я задался вопросом: возможен ли дух древнегреческой трагедии, пограничного экзистенциального существования в современной драматургии? Мне показалось, что эти античные проявления божественного проклятия, когда люди пытаются сделать что-то хорошее, а становится все хуже и хуже, можно найти в жизни современных деревенских людей. То есть не ситуация, которую я увидел, подтянула тему, а, наоборот, тема, о которой я размышлял, подтянула за собой и ситуацию как иллюстрацию, – рассказал Герман Греков.

Драматург объяснил, что и в самом названии пьесы обыгрывается несколько смыслов: «Ханаан» – это Земля обетованная, а еще «Ханана» слышится как «Хана нам». Эта фраза, знаковая для спектакля, стала припевом песни, которую в паузах между сценами поют два артиста.

Все действие спектакля разворачивается за пленкой, создающей эффект подглядывания через окно и становящейся метафорой, – никто не знает, какие ужасы могут твориться в домах ближайших соседей. Правда, в случае «Хананы» все, наоборот, знают друг о друге все: и кто с кем спит, и кто кого убил, и где у кого хранятся деньги. Поразительным образом люди, без малейшего зазрения совести совершающие столь темные дела, на поверку оказываются чуткими и любящими, поступающими плохо из самых лучших побуждений. К концу спектакля становится ясно, что «Ханана» – это гимн человеколюбию, пусть и очень депрессивный.

Пьесу «Ханана» Герман Греков написал в 2008 году. Впервые она обрела жизнь на сцене Лиепайского театра из Латвии в 2011-м. А в 2018-м ее поставили в ростовском независимом театре «18+». 

В России не слишком часто ставят спектакли по современной драматургии. В Воронеже постановки по пьесам современных драматургов есть только в репертуаре Театра драмы имени Кольцова и Никитинского театра. В те годы, пока Герман Греков работал в нашем городе, его пьесы так нигде и не демонстрировались. Российский и воронежский театр тяготеет к спектаклям по классическим произведениям, хотя еще в XX веке в разных странах практиковался подход, при котором либо драматург писал пьесы специально для театра, либо ставилось то, что было написано в последнее время. Ставшие классическими пьесы Теннеси Уильямса и Жана Ануя воплощались на сцене, едва увидев свет.


Фото – предоставлено дирекцией фестиваля

– В данном случае мне повезло, что мою пьесу поставили. Воронеж – очень консервативный город, на мой взгляд. С одной стороны, есть куда стремиться, а с другой, в XXI веке уже пора к этому прийти. Когда я работал в Камерном театре и делал проект читок современных пьес, я видел, что уже есть аудитория, которой это интересно, которая на все ходит, охотно дискутирует. Контингент людей, заинтересованных в современной драматургии, был очень хороший. Но с этим потенциалом ничего не делается, – поделился Герман Греков.

Кроме спектаклей, в программу фестиваля «Центр» вошли лекции о современном театре и новой драматургии, читки пьес молодых воронежских драматургов и другие образовательные события, вход на которые будет бесплатным. Зарегистрироваться на них можно на сайте.

Второй фестиваль независимых театров «Центр» продлится в Воронеже до 4 мая. На открытии форума представители спонсоров заверили, что он станет ежегодным.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter