Шанс №1. Повышение популярности, узнаваемости и рост доходов

Один из первых эффектов выхода в ФНЛ проявит себя с первого же домашнего матча. Посещаемость Центрального стадиона профсоюзов традиционно растет при переходе «Факела» на более высокий уровень. Если наш клуб все же займет место «Металлурга-Кузбасс», новый футбольный сезон откроется в Воронеже 13 июля матчем с ФК «Уфа» - крепким середняком предыдущего турнира. Даже несмотря на «отпускной» сезон, этот матч вполне может собрать более полутора десятков тысяч зрителей. А если «Факел» сумеет к осени найти свою игру, то по итогам первого круга его средняя посещаемость вполне может остаться на этом уровне. В конце концов, в откровенно правильном сезоне-11/12 сине-белые в среднем собирали почти 9500 зрителей за игру. Эта аудитория – серьезный бизнес-ресурс, к которому в Воронеже еще даже не начали присматриваться. Конечно, раскачать консервативных и капризных в коммерческом отношении болельщиков на покупку сувенирной продукции и атрибутики будет достаточно сложно. Однако отнюдь не невозможно – было бы желание. В любом случае, с точки зрения маркетинга, аудитория воронежских футбольных матчей – непаханое поле. Для начала стоит хотя бы попробовать поднять клубный магазин атрибутики с нынешнего кустарного уровня на более профессиональный. Пока что возникает ощущение, что в его существовании заинтересованы лишь фанаты-энтузиасты, но не сам клуб.

А ведь фанаты вполне способны помочь «Факелу» заявить о себе как о клубе с собственным лицом и традициями. Перформанс, который устраивают ультрас на домашних матчах и выездах, запоминается подчас даже лучше самой игры, а воронежцы давно переросли в этом отношении местечковые рамки зоны «Центр». Вот только обеим сторонам – и фанатам и клубным боссам -необходимо помнить: ультрас и клуб – не антагонисты, не прислужники друг у друга и даже не две совершенно не связанные между собой силы, но партнеры, способные к совместной созидательной деятельности. Вот только упираться в свои собственные интересы и плевать на интересы другого – значит, убить возможность работать вместе. По-настоящему такая кооперативная модель взаимоотношений в России еще не построена нигде, так что Воронеж здесь может и вовсе стать первопроходцем.

Однако работой с собственными болельщиками возможности «Факела» отнюдь не ограничиваются. Выход на федеральный уровень сделаем воронежский клуб более узнаваемым по всей стране – от Калининграда до Хабаровска. А это значительно расширит разнообразные контакты сине-белых. А расширять их стоит хотя бы потому, что приток денег в российский футбол будет продолжаться еще, как минимум, пять лет – до чемпионата мира 2018 года, – и шанс получить свою долю этих средств через спонсорские контракты, продажу футболистов или каким-либо другим способом есть у каждого клуба. И чем выше находится команда в иерархии российского футбола, тем более широкие возможности перед ней открываются. А призрачная возможность создания Объединенного чемпионата России и Украины приоткрывает провинциальным клубам дорогу к самому толстому финансовому пирогу в истории отечественного футбола.

Шанс №2. Принудительная модернизация

Требования, которые предъявляются к клубам и стадионам в ФНЛ, выше, чем во втором дивизионе. Это касается не только состояния материально-технической базы, но и стандартов взаимодействия с болельщиками и СМИ, тренировочного процесса, уровня специалистов, работающих в клубе. А это значит, что клуб ждет принудительная модернизация. Ужесточение требований к спортивным сооружениям держит в тонусе руководство Центрального стадиона профсоюзов, пункт регламента об уровне подготовки футбольных наставников был не последним аргументом при замене Александра Щеголева на Владимира Муханова, с которым в Воронеже связывают куда большие надежды. Наконец, уровень затрат в ФНЛ неизбежно заставит руководство клуба искать все новые источники финансирования – этот опыт может оказаться полезным при любом исходе интриги с переводом «Факела» классом выше.

Однако насущную необходимость модернизации можно использовать и как трамплин для формально не обязательных, но нужных клубу изменений. Нежелание клубного руководства ударить в грязь лицом в 2011 году привело к появлению у «Факела» современного клубного сайта с разнообразным контентом, семейного сектора (хотя реализация этой задумки до сих пор оставляет желать лучшего) и поиску новых форм взаимодействия с болельщиками. Работать в этом направлении можно и во втором дивизионе, однако в ФНЛ это делать намного приятнее.

Шанс №3. Возрождение традиций

Наконец, возможный выход в ФНЛ даст воронежским любителям футбола просто полюбоваться на красивый футбол. Конечно, вторая по старшинству российская лига – это отнюдь не чемпионат Англии или Испании, но и не бодание довольно-таки однообразных, если по-честному, коллективов из зоны «Центр».

Успех в ФНЛ нужен и для психологической реабилитации воронежских болельщиков. Вынужденные поддерживать команду, которая не играла, а решала задачи, они почти забыли, что «Факел» традиционно выделялся на фоне соперников приверженностью атаке, техничностью, осмысленностью в действиях на поле. Именно эти качества, а не просто громкие имена соперников, привлекали на трибуны зрителей, для которых название «Факел» уже было знаком качества. Сегодня эти слова воспринимаются почти как сарказм. Если и есть задача, которую действительно должны решить Владимир Муханов и футболисты его команды, то это возрождение в Воронеже вкуса к хорошему футболу.

Английский адмирал времен Второй мировой войны Эндрю Канингхэм во время чреватой потерей кораблей флотской операции по спасению запертых на острове Крит британских войск объяснил, почему риск важнее осторожности: «Требуется 3 года, чтобы построить корабль. Но потребуется 300 лет, чтобы воссоздать традицию». Воронежские болельщики требуют от своего клуба забираться все выше и выше. Но за этим требованием стоит желание увидеть «Факел», которым они могли бы гордиться.

Факел в ФНЛ: риски - читать здесь.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».