Теплые вещи, продукты длительного хранения, сладкие гостинцы, медикаменты – все это собирают воронежцы для мобилизованных земляков. Несмотря на то что всем необходимым бойцов обеспечивает Минобороны, каждый хочет поддержать тех, кто отправился выполнять свой долг перед Родиной. Ведь есть вещи, которые не входят в армейский набор или выдаются в ограниченном количестве, а от них зависит здоровье и даже настрой солдат. Корреспонденты РИА «Воронеж» побывали в одном из пунктов сбора «гуманитарки» и пообщались с волонтерами.
Снабженец
Последние несколько месяцев глава территориального отдела развития микрорайона Подгорное Коминтерновского района Воронежа Светлана Кравцова уходит с работы только поспать. Из чиновника она превратилась в снабженца, а ее рабочее место стало похоже на склад.
- Эти неудобства – такая мелочь по сравнению с тем, что происходит с ребятами там. Тесно, ну и что? Могу с посетителями и в коридоре постоять, – признается она.
Мы протискиваемся в ее кабинет через горы коробок. Пока беседуем, приходят люди, тащат баулы, узлы.
– Сначала люди несли все подряд. Потом мы смогли все это систематизировать, написали списки. Если влажные салфетки, то маленькой фасовки, чтобы можно было запихнуть в карман, не утяжеляя экипировку. Если сгущенку, то не в железной банке, а в удобном пластике с отвинчивающейся крышкой и т. д., – делится она премудростями сбора «гуманитарки».
Сейчас надвигается зима, и согреть бойцов – главная задача.
- Решили сшить спальные мешки «Арктика» из плотной непромокаемой ткани, они рассчитаны на 20 градусов мороза. В магазине простенький такой стоит дороже 10 тыс. рублей. Собрали председателей ТОСов, говорим: «Надо кинуть клич, сброситься, кто сколько может». Собрали 100 тыс., купили ткань и нашли тех, кто нам сошьет. Уже три партии мешков этих заказали. Каждый обошелся нам меньше чем в 2 тыс.! Шьют их нам в Хохле, за пошив денег не берут. Это тоже их помощь, – делится женщина.
На собранные 120 тыс. закупили дорогостоящие лекарства. А на 100 тыс. – шапки, белье, перчатки.
- Покупаем только по оптовым ценам. Экономим как можем. Я с таким количеством поставщиков познакомилась, могу уже работать крутым снабженцем! Никогда не думала, что буду этим заниматься. Но не так оказался страшен черт, как его малюют, – улыбается Светлана.
Ее работа теперь почти круглосуточная – мониторить то, что нужно для отправки. Многие оптовики, по ее словам, лекарства жертвуют. И это тоже великая помощь.
– На территории Подгорного действуют 42 ТОСа. По мере необходимости я собираю председателей. Помочь и поддержать воинов – это наш огромный совместный труд. Нет, наверное, такого дома в нашем микрорайоне, где бы хоть как-то не поучаствовали в помощи мобилизованным, – говорит она.
Руководитель управы Коминтерновского района Виталий Поздняков уверен, что цели сбора гуманитарной помощи просты и понятны всем.
– Ведь, как бы хорошо ни была оснащена наша армия, мы должны показать нашим солдатам свою преданность, сказать теплые слова, собрать гуманитарную помощь. Это наши ребята. Они должны чувствовать, что не одни, что их здесь поддерживают, в них верят, за ними есть надежный тыл. И ребятам будет легче выполнять боевые задачи. По поручению губернатора Александра Гусева и мэра Воронежа Вадима Кстенина управа обратилась к предпринимательскому сообществу. И социально ответственный бизнес помог в сборе гуманитарной помощи. Низкий человеческий поклон нашим бизнесменам! Хочу выразить признательность и благодарность жителям микрорайона Подгорное, которые тоже пришли на помощь в трудную минуту. С такими людьми наша страна, безусловно, одержит победу!
Свой крест
Собранную помощь раз в месяц отправляют на выделенной управой Коминтерновского района машине воинам 20-й армии, которые выполняют свой долг в спецоперации на территории Украины.
Груз нужно не просто собрать, но и упаковать, расфасовать, отгрузить, составить полный перечень того, что лежит в коробке. Каждую банку – запеленать, как младенца, чтобы не разбить стекло по бездорожью.
- Мы над каждой банкой чахнем. Люди приносят ветошь – в тряпки заматываем, потом еще много раз скотчем обматываем, – делится она.
Коробки будут склеены, собраны, а потом на каждой появится свой крест. Если там медикаменты – красный, если продукты – желтый. По словам Кравцовой, все коробки – живые, потому что на них написаны какие-нибудь слова. Например: «Вернитесь домой живыми!» Дети тоже с удовольствием помогают. Как могут.
- У меня тут целая очередь из них. Подписывают коробки, считают их, обматывают. Сколько хватает силенок, столько и делают. А еще они пишут письма. Не формальные какие-нибудь, а от души: «Пусть пули вас не тронут, а если тронут, то это будет не больно». Сидим с детьми на полу, разбираем варенья, салаты, закручиваем ветошью стекло. Взрослые и дети – плечом к плечу. Никакие уроки так не сближают, не учат патриотизму, как эта совместная работа, – уверена она.
В стороне не остается ни одно поколение. Марии Никитичне Ореховой 87 лет. Сегодня дело ее жизни – вязать носки. Серые, белые, желтые, пушистые. За неделю она вяжет по шесть пар. Их передает в администрацию микрорайона Подгорное, а оттуда теплые носки везут на передовую, согревать в окопах наших солдат.
– Этим летом у Марии Никитичны погиб внук, Дмитрий Кудинов, ему было 35 лет, – вздыхает Светлана Кравцова. – Парень исполнял свой долг... Остались жена с дочкой и мама с бабушкой. Это огромное горе для всех нас. Бабушка нашла в себе силы не просто выжить после такого удара, но и начать помогать другим, – делится Кравцова. – Есть целый список того, что нужно. Но самое дорогое, конечно, – эти носки. Они от души. Тем, кто сейчас на передовой, надо знать, что мы за ними, мы – их тыл.
Личная история
События на Украине коснулись Светлану Кравцову лично. Она из семьи военного – отец погиб в 1985 году в Афганистане, где был командиром полка. Девушка была спортсменкой, работала инструктором по рукопашному бою.
– Мне было 18 лет, когда случился боевой конфликт в Приднестровье. Я ушла добровольцем. Служила под началом легендарного командарма Александра Лебедя. Была инструктором разведки войск специального назначения. Тренировала отдельную разведывательную десантную роту, в полку разведки 14-й армии, – удивляет она.
Брат Светланы – профессиональный военный, майор запаса, ему 54 года. Сегодня он преподаватель ВГУ.
- Этим летом, никому ничего не сказав, объяснив, что отправляется на рыбалку, уехал на фронт добровольцем и пробыл там три месяца. Вернулся пару недель назад и собирается ехать снова, – рассказывает Светлана.
По словам женщины, он командовал минометным расчетом.
– У него за плечами опыт из трех горячих точек. Это четвертая. Он представлен к награде, к какой – пока не знаю. Он вообще не любит о наградах распространяться. Настоящий такой мужик, который не прячется за спинами других и не произносит пустых слов. В том, что он опять там будет, нет сомнений. Сергей считает, что его опыт нужен, чтобы не гибли молодые необстрелянные ребята. Он из тех, кто уверен, что уметь нужно не только наступать, но и отступать. Чтобы сберечь жизни. Потому что это чьи-то сыновья, мужья, отцы, – объясняет Светлана.
Поэтому эта история со сбором гуманитарки – ее личная.
– Я все это собираю и думаю о нем. Чего ему там будет не хватать, что еще нужно положить. Я работаю не за страх, а за совесть. Это часть моей души. То, что я могу сделать, делаю, – признается она.