В воронежской филармонии 12 июня выступила уникальная фольклорная группа из Тувы «Хуун-Хуур-Ту». Концерт этнографического квартета стал частью новой программы Платоновского фестиваля искусств «Музыка мира», которая знакомит зрителей с музыкой разных народов. Традиционное тувинское горловое пение прозвучало в Воронеже впервые.
– Обучиться искусству горлового пения несложно. Путешествуя по миру, мы даем мастер-классы, и у наших учеников неплохо получается. Но, конечно, музыкальным талантом нужно обладать. У нас, на родине, каждый второй мужчина владеет горловым пением. А вообще, многие исследователи этномузыки отмечали, что 90 процентов населения Тувы – поющее - и мужчины, и женщины. Когда ребенок с 3-4 лет начинает подражать отцу, брату, дяде, деду, он очень быстро схватывает эти навыки. Физически мы ни чем не отличаемся от других народностей. Просто мы знаем, как возбуждать «спящие» связки. В Нью-Йорке нам вставляли в нос и рот микрокамеры, наблюдали, как это происходит на уровне физиологии. Мы тогда сами в первый раз увидели, как это работает. А работают те самые «фальшивые» связки, которые в обычной жизни никогда не используются. Только при глубоком кашле, гриппе еще могут реагировать. А мы знаем, как ими руководить, расслаблять, шаманить,
Бытует мнение, что горловое пение обладает хорошим терапевтическим воздействием. Сами музыканты утверждают, что уже лет 30 у них в группе никто не болел ангиной.
– Многое в нашем творчестве переплетается с буддизмом и шаманизмом. Эти практики помогают при многих болезнях, и мы активно ими пользуемся. При этом, конечно же, мы бережем свои связки – это очень чувствительный орган. У певцов ведь единственное, что не стареет, – голос. Основная проблема рок-певцов и оперных исполнителей в том, что часто рвутся связки, восстановить их практически невозможно. При горловом пении – когда связки то напрягаются, то расслабляются, идет сильнейший кровоток, он разогревает горло и все мышцы. Это такое легкое, равномерное напряжение, которое доставляет организму большую радость. И на слушателей также оказывает благоприятный терапевтический эффект: многие люди говорят, что очень хорошо поспали на наших концертах, отдохнули душой и телом. Музыка действительно помогает, приходите на концерт со всеми болезнями – вылечим всех! – рассказал руководитель «Хуун-Хуур-Ту» Саян Баппа.
Основу репертуара коллектива составляют оригинальные тувинские песни-саги, сохранившиеся с 12-17 веков. Их тексты собирались по крупицам, музыкантам пришлось объездить немало деревень. Поэтому себя они справедливо называют археологами.
Кроме песен, из глубины веков дошли до нас и необычные музыкальные инструменты. По словам исполнителей, аналогов им в мире не существует. Делают их исключительно в Туве и только из природных материалов – древесины лиственницы, кожи горного козла, лошадиных хвостов. Поэтому иногда на гастролях возникают сложности: если какая-то деталь ломается, на нее невозможно найти «запчастей». Инструменты чрезвычайно капризны, меняют свой строй даже от дыхания музыкантов, и поэтому перед каждой песней их приходится тщательно настраивать.
В Воронеже «Хуун-Хуур-Ту» сыграли на самых популярных тувинских инструментах. Это игиль («дедушка» виолончели), хомус («губная арфа»), бызаанчы и дошпулуур (двух- и четырехструнный смычковый и трехструнный щипковый инструменты, «родственники» банджо), шоор (вертикальная флейта), кенгирге (большой барабан), хапчык (кожаный мешочек с косточками). А для имитации звука скачущего коня артисты использовали настоящие, высушенные специальным образом копыта лошади (их называют дуюглар).
Магическое творчество тувинцев, похоже, и вправду произвело на публику какой-то волшебный эффект: некоторые зрители даже придремали, раскачиваясь в такт музыке.
Справка РИА «Воронеж»:
Название «Хуун-Хуур-Ту» в переводе с тувинского означает «расщепление солнечного света в облаках на множество расходящихся лучей». Образно говоря, при горловом пении линии голосов – это как бы «лучи звука, подобные лучам света».
Искусством горлового пения обладают лишь некоторые народы Саяно-Алтайского региона: тувинцы, алтайцы, монголы, а также проживающие в европейской части России башкиры и калмыки. Его уникальность в том, что исполнитель одновременно извлекает две или даже три отстоящие по высоте до четырех октав ноты, образуя, таким образом, своеобразное двух- или трехголосное соло.
Согласно официальной версии, тувинскую музыку открыл миру физик, нобелевский лауреат Ричард Фейнман. Всю жизнь он хотел побывать в Туве, но не воплотил свою мечту, поскольку не смог получить советскую визу. Зато он дал послушать запись тувинского горлового пения этномузыканту Теодору Левину, на которого музыка произвела такое впечатление, что он решил немедленно познакомиться с музыкантами, «издающими столь ужасные звуки».
В 1987 году Тед Левин организовал этнографическую экспедицию в Советскую Республику Туву, став чуть ли не первым иностранцем, который ее посетил. Добравшись до Кызыла, он познакомился с четырьмя музыкантами, живущими впроголодь в бараках на окраине города. Это и была группа «Хуун-Хуур-Ту», тогда еще «Кунгуртук», продемонстрировавшая Левину свой уникальный дар – горловое пение. Исследователя настолько потрясло это открытие, что он немедленно пригласил музыкантов в США.
С тех пор «Хуун-Хуур-Ту» объездили почти весь земной шар, прочно обосновавшись в элите world music. Многие выдающиеся музыканты различных направлений выражали желание посотрудничать с тувинским коллективом: легендарный гитарист Фрэнк Заппа, певец Стиви Уандер, обладатели премии «Grammy» - болгарский женский хор «Les Mystere Des Voix Bulgares». В Бельгии ди-джеи сделали ремиксы на песни «Хуун-Хуур-Ту», которые имели большой успех на рэйв-вечеринках.
Все о Платоновфесте в сюжете РИА «Воронеж»