Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес постановление по жалобе «Крамаренко и другие против России». Теперь 19,4 тыс. евро (около 1,7 млн по текущему курсу) должна выплатить Россия воронежцу Александру Крамаренко, пережившему пытки в полиции. Почти 45 тыс. евро (порядка 4 млн) получат его близкие, также подвергшиеся жестокому обращению. Об этом сообщили представители фонда «Общественный вердикт» в среду, 20 января.

Обращение Крамаренко коммуницировали (сообщили о нем официально российским властям и предложили предоставить отзыв) в апреле 2017 года. Крамаренко пожаловался на пытки со стороны сотрудников Центрального РОВД Воронежа и оперативно-разыскной части криминальной полиции ГУВД по Воронежской области. В 2011 году полицейские доставили в отдел отца, младшего брата и 13-летнюю сестру Александра, а его самого, заковав в наручники, завели в гараж РОВД. Полицейские хотели выяснить, где находится подозреваемый в преступлении брат Крамаренко – Дмитрий. Когда Александр сказал, что живет отдельно со своей семьей, а с братом давно не общался, полицейские, по словам мужчины, сначала его избили, а затем стали пытать током. Крамаренко, который с детства страдает астмой, подумал, что от нового разряда и боли у него не выдержит сердце. Впоследствии пострадавший обратился в правоохранительные органы с жалобой на пытки. Но следствие отказало в возбуждении уголовного дела.

– ЕСПЧ счел недоказанным применение пыток электричеством к Александру Крамаренко, поскольку эксперты Воронежского областного бюро судмедэкспертизы настаивали, что мелкоточечные повреждения на пальцах не являются следами от тока. Тем не менее Страсбургский суд признал, что Крамаренко был подвергнут жестокому обращению, так как власти, отрицая применение электричества, никак не объяснили механизм происхождения этих телесных повреждений, – рассказала адвокат Ольга Гнездилова.

ЕСПЧ также признал, что в отношении Александра Крамаренко, его отца, сестры и брата было нарушено право на свободу и личную неприкосновенность, а также то, что заявление о жестоком обращении по отношению к ним не было расследовано. Кроме того, суд заключил, что обращение с 13-летней сестрой Александра, которую трое полицейских одну посадили в машину и угрожали изнасиловать, достигло «минимального уровня жестокости», запрещенного ст. 3 Европейской конвенции.

Дмитрий работал грузчиком в гипермаркете, расположенном в торговом центре «Поиск» на улице Среднемосковской. Работа оказалась тяжелой. К тому же коллеги Дмитрия постоянно курили, а у парня же была острая непереносимость табачного дыма. Утром 9 октября 2011 года в магазин привезли 80 тонн сахара. На грузовом дворе Дмитрий и еще один грузчик таскали мешки. Им помогал 32‑летний заместитель начальника службы охраны. «Давай, быстрее-быстрее! Что ты такой ленивый?» - подгонял он. Вокруг было ужасно накурено. От дыма и тяжелой физической работы Дмитрию становилось все хуже. Около 14 часов парень решил уйти и отправился в помещение службы безопасности отметиться в журнале. Там он столкнулся с замначальника охраны. Он пожаловался на плохие условия и сказал, что уходит.

Тот стал ругать Крамаренко, заставляя продолжать работу. Ссора переросла в драку, во время которой грузчик зарезал замначальника охраны, нанеся 34 удара ножом. 

За Крамаренко в погоню пустился охранник торгового центра, который попросил прохожих помочь ему. Откликнулся 17‑летний прохожий. Он настиг Крамаренко, потребовал остановиться, толкнул рукой. Оказавшись в тупике, Крамаренко ударил парня ножом прямо в сердце. Тот умер на месте.

Эксперты признали Крамаренко невменяемым. По их заключениям, психическая болезнь лишала его «способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий», и он не может «давать показания, понимать характер и значение уголовного судопроизводства». Психиатры рекомендовали направить парня на принудительное лечение в психиатрический стационар специализированного типа, что суд и сделал.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».