Агропродовольственный форум прошел в Воронеже в четверг, 4 апреля. Эксперты обсудили органическое хозяйство, опыт в сфере переработки сельхозпродукции, безопасность пищевых производств и инновационные достижения. Организаторы – правительство Воронежской области, Торгово-промышленная палата РФ, регдепартамент аграрной политики, Торгово-промышленная палата Воронежской области и выставочный центр «ВЕТА».

Исполняющий обязанности губернатора Сергей Трухачев отметил: высокий потенциал АПК региона реализуется максимально, обеспечивая продовольственную безопасность региона и страны.

– Воронежская область занимает лидирующие позиции в ЦФО по объемам производства зерновых культур, сахарной свеклы, подсолнечника, развивается перерабатывающая отрасль. Запросы потребителей, конкуренция на внутреннем и внешнем рынках ставят перед нами новые вызовы, открывая новые горизонты. Неотъемлемый фактор успешного и эффективного развития сельского хозяйства – господдержка, которая дает дополнительные возможности аграрному сектору для выхода на конкурентоспособный уровень. В 2019 году на поддержку региональных аграриев планируют направить около 7,7 млрд рублей, – сообщил Сергей Трухачев.

агро

Сергей Трухачев зачитал приветственный адрес губернатора Воронежской области Александра Гусева.

– Правительство Воронежской области рассматривает аграрный сектор как драйвер регэкономики. Направляя усилия на создание благоприятного инвестклимата, внедрение технологий и эффективное применение господдержки, мы заняли устойчивую позицию в первой пятерке регионов России по объему производимой продовольственной продукции. Одним из источников дальнейшего развития АПК считаю внедрение органического земледелия. Это направление должно стать прорывным проектом и новым брендом региона. Убежден, что агропродовольственный форум станет эффективной площадкой для полезного профессионального диалога. Желаю участникам и гостям плодотворных дискуссий, приятного общения и выгодных деловых контактов, – говорится в приветственном адресе. 

Почетным гостем форума стал директор немецкой компании Kiwa BCS Франк Румпе. Фирма является поставщиком услуг тестирования, инспекций и сертификации в сфере органики. Франк Румпе отметил: важно завоевать доверие потребителей, в чем и помогают органы сертификации.

– Рынок органической продукции растет: он стал неотъемлемой частью бизнеса. Потребители всегда ищут высококачественную продукцию, где будет написано, что это органический продукт. Мы надеемся, что в России появится структура контрольных органов, которые будут делать сертификацию не только продуктов на экспорт, но и местных производителей, – подчеркнул Франк Румпе.

После официальной части состоялась пленарная дискуссия «Внедрение проекта ТПП РФ  "Агро за качество!"». Задача федерального проекта – обеспечение регрынка качественными продуктами и оказание комплексной поддержки производителям. Как отметила вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова, специалисты начинали с поставки продуктов в соцучреждения.


– Предприниматели обращались в Торгово-промышленную палату и отмечали, что невозможно попасть на эти рынки, даже если продукция очень качественная. Мы выяснили: огромная доля рынка – фальсификаты, когда этикетка не совпадает с составом продукта, – отметила Елена Дыбова.

Специалисты выяснили, что «прямого пути для производителей на рынок госзакупок практически нет».

– Поэтому одна из идей, которую мы начали озвучивать на федеральном уровне, звучит так: не должно быть комплексных закупок. Молоко, мясо, сахар и другие продукты нужно выводить на моноторги, тогда на них «придет» производитель, – подчеркнула Елена Дыбова.

Докладчик отметила коррумпированность рынка госзакупок, отсутствие рынка сбыта и кадровую проблему.

– Первым пилотным регионом проекта стала Владимирская область, в которой были ужасные случаи. Например, компания выиграла поставку сливочного масла в больницы, и когда мы провели экспертизу, выяснили, что в продукте не было животных жиров. После этого фальсификаты «ловили» по всему региону, – рассказала вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ.

Специалист отметила, что нужно продвигать региональных производителей.

–  Ранее я была убеждена, что в пунктах с населением менее 100 тыс. человек не нужны сетевые магазины, им бы свое продвигать. Но когда у жителей этих самих пунктов спросили, хотят ли они, чтобы у них был супермаркет, они голосовали «за». Они хотят, чтобы в шаговой доступности у них был красивый большой магазин. Это реальность, но мы все равно будем за малую торговлю биться. Для этого такие продавцы должны быть на одном уровне с сетевыми представителями. У нас в проекте есть фермер, скажем, Петухов. У него свой магазин мяса. Мы присоединили к нему молочника, и теперь – уже в продуктовый магазин – всегда стоит очередь. Почему? Потому что у него уютный, красивый магазин, в котором есть кофемашина, и любой покупатель может выпить кофе. У него работает печка, которая все время выпекает хлеб, чтобы был тот самый запах, за которым идут покупатели. По средам – когда самый маленький поток – сидят студенты и рисуют шаржи на тех, кто приходит За малыми форматами – будущее, но для этого им нужен регпроизводитель, который будет готов качественную продукцию поставлять. Воронежские продукты давно нужно продавать по всей стране и выходить на экспорт. Пока нас с этим мало кто ждет. Но тут мало произвести качественное – нужно научиться упаковывать, брендировать, продвигать, – отметила Елена Дыбова.

По словам руководителя департамента аграрной политики Алексея Сапронова, в Воронежской области сейчас идет подготовка к принятию нормативных документов, которые станут основой для развития органического сельского хозяйства. Это новый Закон Воронежской области «Об органической продукции», который будет синхронизирован с принятым в 2018 году Законом РФ № 280-ФЗ, а также постановление облправительства, направленное на компенсацию 100% затрат на сертификацию органического производства и 50% затрат на приобретение разрешенных в органическом производстве препаратов. Кроме того, внесены изменения в Госпрограмму по развитию сельского хозяйства Воронежской области. Департамент аграрной политики утверждена дорожная карта по развитию производства органической продукции на период до 2022 года.

Исполнительный директор Национального органического союза Олег Мироненко рассказал на сессии «Органическое сельское хозяйство», что сегодня происходит насыщенное смещение рынков производства в сторону стран, не имеющих ресурсов. 

– С точки зрения производителей мы обладаем невиданными ресурсами, которыми нужно воспользоваться. У нас два варианта: становиться «сырьевым придатком» и использовать опыт других стран или же развивать собственный рынок, законодательство, и становиться полноправным участником органического рынка. Россия выбрала второй путь: закон об органике вступит в силу в 2020 году. Первое, о чем он говорит – если вы производите органические продукты, вы должны соответствовать нацстандартам. Сегодня в РФ два нацстандарта и один межгосударственный. Нацстандарт регулирует проекты, термины и определения, а также понятие «сертификация». Межгосударственный регулирует производство и переработку органической продукции. Сегодня к межгосударственному стандарту присоединились Таджикистан и Кыргызстан, Белоруссия, ждем решения Казахстана. Межгосударственный стандарт проходит проверку на соответствие международным нормам. После изменений, которые произойдут в течение ближайших 1,5 лет стандарт будет полностью соответствовать мировому пониманию органического хозяйства. Впрочем, это не значит, что нас сразу признают в мировом сообществе: на 50%  это вопрос политики. Мы надеемся, что вопрос этот не займет более пяти лет, – отметил Олег Мироненко.

Олег Мироненко также презентовал знак органической продукции.


– Органический союз зарегистрировал знак, у него есть патент. На 80% этот знак будет официальным символом органической продукции в РФ. Обсуждали и QR-код: посчитали его устаревшим. Возможно, на продукции будет более современная метка. Знак запустят не позднее сентября 2019 года, чтобы у производителей было время, чтобы поставить знак на упаковку.   

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».