, Воронеж
  • 14288

Эхо пандемии: когда начнут банкротиться воронежские компании?

В России сняли мораторий на признание несостоятельности
Эхо пандемии: когда начнут банкротиться воронежские компании? Эхо пандемии: когда начнут банкротиться воронежские компании?
РИА Воронеж Текст — , фото — pixabay.com

В начале 2020 года прекратил свое действие мораторий на банкротства, и федеральные эксперты ожидают в ближайшее время признание несостоятельными большого числа компаний из пострадавших отраслей – до 10%. Грозит ли этот путь воронежским организациям – в материале РИА «Воронеж».

Event без event

Публичные мероприятия в связи с пандемией оказались в «расстрельном» списке бизнеса – добровольно-принудительная самоизоляция «заморозила» не только крупные события в регионе, но и семейные праздники. Естественно, не на всех кризис сказался одинаково: если условно разделить воронежский ивент по структуре заказчиков, то частный сектор был более живым и гибким. Какие-то частные мероприятия все-таки проводились и, соответственно, компаниям на этом рынке было чуть проще. Те, кто специализировался на корпоративных заказчиках, практически остались без работы на весь год.

Как отметил управляющий партнер Big Event Сергей Слабунов, компании выживали как могли – благо, сфера является достаточно «многостаночной» и имеет много смежных отраслей, которые в пандемию стали более актуальными, например, видео или маркетинг, и частично некоторые переключились на них. Выручка в корпоративном сегменте просела от 60 до 80%, и о прибыли, естественно, говорить вообще не приходится до сих пор: по мнению эксперта, в настоящий момент рынок по-прежнему не восстановлен. Сергей Слабунов считает, что за счет переноса многих мероприятий и проектов с прошлого года на этот, в этом «свадебном» сезоне – с мая по сентябрь – скорее всего, будет наблюдаться даже рост. Корпоративный сегмент и все, что связано с event-маркетингом, оживет только в самую последнюю очередь. Пока что во всех крупных компаниях бюджеты заморожены, сотрудники – на удаленке, и HR-подразделения не имеют ни планов, ни видения ситуации.

Управляющий партнер Big Event Сергей Слабунов

– Было много попыток онлайн-форматов. В кризисах не бывает типовых решений – каждый спасается по обстоятельствам и с имеющимся набором исходных данных. На мой взгляд, к маю должны прорезаться первые разрешенные оффлайн-мероприятия, а вместе с ними и начнутся запросы на корпоративные мероприятия, – поясняет эксперт.

Однако мгновенно восстановиться все равно не получится: у масштабных корпоративных событий достаточно длинный цикл сделки, то есть от момента разрешения их проведения до собственно самого действа может пройти от двух месяцев до полугода. При этом есть вероятность, что потребность в них может быть выше, так как годовое отсутствие на рабочих местах, отсутствие привычного темпа жизни потребует от компаний определенных действий, чтобы привести свои рабочие команды в тонус. Примерно те же процессы ожидаются и в клиентском секторе: те компании, которые привыкли использовать инструменты event-маркетинга для контактов со своими клиентами и пропустившие целый год, захотят его как-то оперативно наверстать.

– Единственная проблема, что до этого момента еще где-то полгода нужно сохранять команды и держать их в боеспособном состоянии. А это сложно и дорого. Вероятно, справятся не все. Сложно оценить, сколько компаний ушло с рынка, потому что на мертвом рынке сложно понять кто замер, а кто умер. При этом меняется и сама структура компаний, она становится более подвижная и менее формализированная, что также усложняет «статистические выкладки», – добавляет Сергей Слабунов.

Большие города, пустые номера

Положение гостиниц и других мест размещения в Воронежской области также оказалось далеко не лучшим: если в курортных регионах за летний сезон страдания окупились с лихвой, то в местных городских отелях были и, как считают федеральные эксперты, еще будут сложности из-за снижения бизнес-активности. Запрет на массовые скопления людей так и не снят, а все крупные мероприятия и форумы отложены на неопределенный срок, что продолжает сильно бить по этой категории. К сожалению, для них возможностей спасения было немного, только расширение предложения для жителей соседних регионов, которые могут приехать на выходные.

В Воронеже некоторые крупные отели отдали часть номерного фонда под бизнес-структуры, что было вполне актуально для малого бизнеса, в том числе индустрии красоты. Глобальной прибыли, конечно, это не принесло, но немного способствовало «латанию дыр».

В более выгодном положении оказались загородные парк-отели: такой отдых стал как никогда актуален из-за замкнутого образа жизни, у переведенных на удаленку офисных сотрудников возникла потребность в смене обстановки. Помимо этого, закрытые границы запустили развитие внутреннего туризма, и отдых в пределах страны и региона стал более востребован.

Владелец отеля «Бронзовый кабан» Евгений Рассказов

– Эпидемия Covid-19 сильно на нас повлияла. В период жесткой пандемии отельная сфера была одной из самых пострадавших. Некоторые отели Воронежа закрывались на период с апреля по июнь. Города были закрыты для свободного посещения. Затем ситуация резко изменилась: «открыли» города, и туристы начали активно путешествовать внутри страны, выбирая для себя необычные и запоминающиеся места. Мы сосредоточили все силы на том, чтобы путешествующему гостю было комфортно именно «внутри» отеля.

Турагентства без туров

Воронежские туристические агентства и вовсе оказались между молотом и наковальней: путешественниками, чьи поездки так и не состоялись, и операторами, которые не могли вернуть деньги. Ростуризм практически ежемесячно чистит единый федеральный реестр туроператоров, и надежды на стабилизацию ситуации нет – слишком мало стран открыто для посещения, многие потенциальные туристы не могут позволить себе отпуск либо из-за нанесенного кризисом удара по финансам, либо из страха перед коронавирусом.

Единственной возможностью заработать стал внутренний туризм. Как отметил представитель одного из операторов, с путешествиями по России сейчас проблем нет и ситуация даже лучше, чем обычно, – в некоторых местах порой невозможно забронировать гостиницу. Но тем не менее восстановить отрасль это не помогает: турагенты с опаской смотрят в будущее и отказываются говорить о своей деятельности – как подчеркнули некоторые представители сферы, ее практически нет.

Как считает руководитель Центра развития туристического бизнеса Иван Шулюпин, хорошие перспективы есть только у тех, кто самостоятельно разрабатывает и продает туры, кто владеет туристическими базами, туристическим транспортом, создает собственные объекты показа – частные музеи и зоны отдыха. Таких компаний в Воронежской области пока слишком мало, но положительная тенденция имеется.

Руководитель Центра развития туристического бизнеса Иван Шулюпин

– Пандемия повлияла на региональный туристический рынок катастрофически. С падением продаж смогли справиться только компании, ориентированные на внутренний рынок, а также собственники региональных туристических объектов – в большинстве случаев им удалось сохранить основной коллектив. Остальным пришлось сократить часть сотрудников, переведя оставшихся на удаленный режим работы, закрыть офисы. Самыми сложным был период с апреля по май 2020 года – доходы регионального туристического рынка упали до 10% от значений 2019 года. С июня начался небольшой рост, но о восстановлении речи не идет – к показателям 2019-го мы сможем вернуться в лучшем случае через два года. При этом уверенности в завтрашнем дне нет ни у кого. Авиасообщение с большинством популярных стран для отдыха до сих пор ограничено, а отдых в России не может полностью удовлетворить потребителей. Поэтому компании, ориентированные на отдых за границей, будут продолжать закрываться.

Остаться в живых

Как считают эксперты, в настоящее время в полную силу кризис в пострадавших отраслях еще не разразился: чей-то бизнес уже год – с начала пандемии – находится в режиме ожидания, мертвым грузом нависая над головой владельцев, кто-то сумел перестроиться. Но в любом случае это лишь борьба за выживание, а не полноценная работа. Как ранее сообщал руководитель департамента предпринимательства и торговли региона Сергей Корчевников, за 2020 год количество субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в Воронежской области уменьшилось примерно на 3,6 тыс. По некоторым данным, объемы потерь предпринимательского сообщества могут превышать 5 тыс. организаций. Тем не менее эксперты считают, что дна пострадавшие отрасли еще не достигли.

Управляющий партнер юридической компании «Центральный округ» Станислав Валежников

– Мораторий, установленный правительством на банкротства, на данный момент закончился, однако на сегодняшний день какого-то значительного увеличения числа заявлений о несостоятельности мы не видим – это касается и физических, и юридических лиц. Возможно, что те компании, которые балансируют на грани, еще надеются на восстановление. Если судить по предыдущим кризисным периодам, эффект эха наступал где-то через год-полтора после его окончания, поэтому для выводов время все еще не настало.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: