В книжном клубе «Петровский» квинтет Игоря Файнбойма, пианиста, единственного на сегодня воронежского музыканта, вошедшего в элиту и историю российского джаза. Знатоки отмечали отличную форму и легкость игры ветерана жанра, а также присутствие в команде молодых музыкантов.
«Это практически первый за четыре года полноценный концерт, - рассказал Игорь Файнбойм, - признаться, я немного волновался: концертная сцена сильно отличается от клубной, и от первой мы успели отвыкнуть». Он посвятил выступление «Midnight Jazz Orchestra» памяти своего коллеги и давнего партнера по сцене, легендарного воронежского барабанщика Валерия Бутрина. Несмотря на такой посыл, а, может быть, как раз благодаря ему, атмосферу концерта можно было бы назвать легкой и оптимистичной - «шоу должно продолжаться».
«Полуночники» играют традиционный джаз: прихотливый, спокойный, отчасти меланхоличный. За ударными – Александр Битюцких, известный по участию в группах «Другое дело» и «Happy55», принадлежащих к другому направлению импровизационной музыки. Тем не менее, музыканты разных поколений вполне гармонично уживались на одной сцене. Ведь главное в джазе – коллективное творчество, возможность высказаться для каждого из участников бэнда. За последнее время местные любители жанра больше привыкли к трио Игоря Файнбойма. В минувшем же концерте приняли участие еще и саксофонист и трубач. «Мы никогда не играем одинаково», - выразил кредо команды Игорь Файнбойм.
Игорь Михайлович сегодня показал, как нужно играть традиционную импровизационную музыку. И хотя сейчас он больше педагог, чем концертирующий джазмен, он в отличной форме, он на коне. Не менее замечательно, что в последнее время у воронежских музыкантов появилась возможность давать такие камерные, атмосферные выступления, и что они привлекают аудиторию.
И о педагогике, и о концертных возможностях следует сказать несколько слов. Несколько лет назад я разговаривал с приезжавшим в Воронеж координатором Фонда Гете Владимиром Кузнецовым. «Проезжал я мимо вашего Оперного театра, обратил внимание на рекламные растяжки: Ирина Аллегрова, Филипп Киркоров, что-то еще в том же духе, - поделился наблюдением культуртрегер. - А почему так? Потому что своих, местных нет». Посланник Гете, конечно же, ошибался: свои были и тогда, просто на них не особо обращали внимание.
Игорь Михайлович Файнбойм уже много лет считался в Воронеже чем-то вроде обязательного городского атрибута. Ну, большой город, аборигены гордо называют его мегаполисом, стало быть, в Воронеже должны быть все: и свой Дали, и свой Киркоров. И свой маститый джазмен. Файнбом «отвечал» за местный джаз с незапамятных времен. Как известно, он участвовал в фестивалях воронежского джаз-клуба еще в конце шестидесятых – начале семидесятых. Потом джаз-клуба не стало, а Файнбойм остался. С перерывами преподавал искусство импровизации то в студии при ДК имени Кирова, то в музыкальном училище. Причем прилагая усилия, чтоб его ученики продолжили образование и карьеру не в Воронеже – отлично зная, что здесь джазмену ловить точно нечего. Сам он в последние годы выступал на концертах «Джазовой провинции», на корпоративах фирм, желающих иметь некий «культурный» имидж, летних открытых площадках города.
Теперь, очевидно, в Воронеже появилось «законное» место для джаза. Недаром в прошлом году восстановлено джазовое отделение в музыкальном колледже имени Ростроповичей, которое, естественно, возглавил Игорь Файнбойм. А судя по количеству концертов в последний год, у нас достаточно слушателей и для приезжих, и для местных импровизаторов.