Новые правила оформления мелких аварий вступили в силу 1 июля 2015 года. Спустя два месяца после нововведений корреспонденты РИА «Воронеж» узнали у экспертов, когда, по их мнению, воронежские автомобилисты начнут без опаски использовать европротокол и сократит ли его повсеместное применение количество пробок в городе.

Татьяна Сушкова, руководитель группы пропаганды региональной ГИБДД:

– С начала года в Воронеже по ст.2 п.6 ПДД (оформление ДТП без вызова инспекторов ГИБДД на место аварии) водителями – самостоятельно или с помощью аварийный комиссаров – было оформлено более 9,5 тыс. ДТП. Еще более 16 тыс. аварий с исключительно механическими повреждениями были оформлены с участием автоинспекторов: то есть уже на каждое третье ДТП водители не вызывают сотрудников ГИБДД. Данных по количеству оформленных ДТП по европротоколу нет – поскольку в этом случае водители едут напрямую в страховую компанию. Но, очевидно, практика европротокола широкого распространения в Воронежской области еще не получила.

Кроме того, несмотря на увеличивающееся количество водителей, оформляющих ДТП без автоинспекторов, нововведения положительно на ситуации на воронежских дорогах пока не сказались. Поэтому мы еще раз рекомендуем водителям изучить ПДД и оформлять мелкие ДТП без сотрудников автоинспекции. Если нет доверия к европротоколу, то, предварительно составив схему происшествия, участники аварии могут прибыть в подразделение ГИБДД, где без очереди получат соответствующие документы, на основании которых можно обращаться к страховщику.

Николай Николенко, директор сети автошкол «Дон»:

– Конечно, с переходом на оформление мелких ДТП по европротоколу заторов на воронежских дорогах станет меньше. Хотя ГИБДД и установила нормативы ожидания инспекторов – от 25 минут до 3 часов в зависимости от региона, иногда ждать приходится дольше. На заполнение европротокола уйдет не более получаса, даже для водителя, который ни разу этого не делал.

Правила оформления ДТП по евпропротоколу мы преподаем в своей школе, выпускникам раздаем распечатки бланков, чтобы и у них самих на всякий случай хранились и чтобы смогли показать их знакомым. Сейчас поколение другое: готово принимать все новое, однако недоверие к самостоятельному оформлению аварий все-таки есть. Для того, чтобы изменить сознание воронежских автомобилистов, потребуется довольно длительное время – около полутора лет.

Олег Усачев, руководитель областного учебно-курсового комбината автотранспорта:

– Изменения в ПДД относительно европротокола радикально не повлияют на воронежские пробки. Если и будет их сокращение, то небольшое – не более 10-15%, поскольку на ДТП в «горячих местах» ГИБДД и ранее старалась реагировать оперативно.

Но если все-таки введение изменений поможет сократить воронежские пробки, это станет заметно не ранее, чем через полгода-год. Вообще ПДД – закон достаточно консервативный, а ДТП у каждого водителя случаются, как правило, не системно. Потому далеко не все автомобилисты знают о нововведении и узнают еще нескоро – вероятно, пока сами не попадут в аварию. Это как с нарушениями: у нас пока не оштрафуют, «народ не в курсе».

Артем Цыганков, директор регионального отделения страховой компании «РЕСО-Гарантия»:

– Воронежские автомобилисты и до 1 июля оформляли ДТП посредством европротокола довольно часто. Единственная разница: если полис ОСАГО был получен до августа 2014 года, тогда самостоятельно можно было оформить ДТП, при котором ущерб автомобиля потерпевшего оценивался до 25 тыс. рублей; если после августа 2014 года – до 50 тыс. рублей.

Однако для страховых компаний переход на европротокол – дополнительные риски быть обманутыми мошенниками. Когда автомобилист приезжает к нам с документами, неизвестно, было ли ДТП, какие на самом деле повреждения получил автомобиль при нем и т.д.

Юрий Новиков, сопредседатель регионального отделения движения «Город и транспорт»:

– Никакого влияния переход на европротоколы на воронежские пробки не окажет. Для оформления этого документа необходимо, чтобы автомобилисты обладали навыками его составления и были оба согласны, кто виновен в ДТП. Такое бывает достаточно редко. Таким образом, участникам как минимум необходимо дождаться аварийных комиссаров, чтобы перепоручить им составление протокола. Кроме того, правила не содержат указания, в течение какого времени участники ДТП должны освободить проезжую часть на месте ДТП. Наконец, главной причиной пробок является все-таки недостаточная пропускная способность улично-дорожной сети и наличие в ней большого количества узких мест, а эта проблема никуда не денется.

Дмитрий Кузнецов, водитель с пятилетним стажем:

– Оформление ДТП по европротоколу, безусловно, со временем войдет в норму для воронежских автомобилистов. Но сейчас подобное оформление практически невозможно, потому что люди боятся вообще остаться без страховых выплат: для них лучше несколько часов ждать инспекторов, но гарантированно получить свое.

За пять лет вождения я в аварии не попадал, но, если вдруг мелкое ДТП случится, предложу второму участнику оформить его самостоятельно: о европротоколе говорят давно, поэтому, как мне кажется, риски остаться без выплат по ОСАГО минимальны. Впрочем, сейчас многие автомобилисты при мелких ДТП и так разъезжаются, поэтому европротокол лишь поможет виновнику оплатить ущерб не из своего кармана.

Личный опыт

Корреспондент РИА «Воронеж», попав в конце августа в мелкое ДТП, решила воспользоваться европротоколом. Второй водитель не возражал: «Если не боитесь, давайте». С обстоятельствами ДТП разобрались, с виновником – тоже, однако оценить ущерб самостоятельно не смогли: он зависит от серьезности повреждений, вариантов ремонта (восстановление и покраска или замена) и возраста автомобиля. Один из экспертов, с которыми общалась для текста, посоветовал: «Если не можете даже примерно назвать сумму ущерба, лучше вызывайте инспекторов. Будет надежнее». Испытывать судьбу и объем денежной компенсации не захотелось: лучше уверенность в полном покрытии страховой выплатой ремонта машины, чем эксперимент по новым правилам.

Контекст

x6u8PAAgfpY2.jpg

Согласно новым правилам, ДТП при мелких авариях можно оформить самостоятельно, не вызывая инспекторов ГИБДД. Для этого необходимо заполнить бланк «Извещение о ДТП» или европротокол, который выдается автомобилисту при получении им полиса ОСАГО.

Для оформления ДТП по новым правилам необходимо соблюдение нескольких условий: отсутствие травм у водителей и пассажиров, участие в ДТП двух автомобилей, согласие участников ДТП в его обстоятельствах и оценке ущерба (его сумма не должна превышать 50 тыс. рублей). Далее необходимо обменяться заполненными бланками европротоколов, сообщить в страховую компанию об аварии и в течение 15 дней отвезти документы страховщику. Более подробная схема действий при ДТП есть на сайте автоинспекции.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter