, Воронеж
  • 14248

Драма бездействия. Воронежский театр выпустил спектакль-детектив «История одного преступления»

Постановку о спорах Толстого со Столыпиным воплотил местный режиссер
Драма бездействия. Воронежский театр выпустил спектакль-детектив «История одного преступления» Драма бездействия. Воронежский театр выпустил спектакль-детектив «История одного преступления»
РИА Воронеж Текст — , фото — Наталья Трубчанинова

Писатель Толстой, реформатор Столыпин, австралийский рок-музыкант Ник Кейв и молодая певица Монеточка переплелись на фоне странного убийства, произошедшего в пензенской деревушке в начале XX века. Режиссер Никита Рак поставил в Воронежском государственном академическом театре драмы имени Кольцова спектакль «История одного преступления». В основе – одноименная пьеса современного драматурга, одного из основателей Театра. doc Ольги Михайловой.

Действие пьесы разворачивается в 1910 году – за семь лет до Великой русской революции и за год до убийства Петра Столыпина. Неудачливый адвокат Яншин (актер Евгений Чистяков) строит линию защиты в суде по делу крестьянки Марьи Крюковой (Екатерина Марсальская), зарубившей топором своего свекра. Ее признание в страшном убийстве, полное отсутствие раскаяния и желание поскорее понести заслуженное наказание побуждают адвоката узнать правду о произошедшем. Он проникается к красавице теплыми чувствами и наотрез отказывается верить в ее виновность, пытаясь дознаться об истинных причинах преступления.

В силу своего скудоумия Яншин обращается за помощью к двум умнейшим и авторитетнейшим персонам Российской империи: реформатору премьер-министру Петру Столыпину (Антон Тимофеев) и мыслителю, писателю Льву Толстому (Денис Кулиничев). Он свято верит, что если создать прецедент – спасти одного «маленького человека», – то и всей России удастся помочь. Адвокат отправляет письма Столыпину и Толстому с просьбой на государственном уровне решить дело в пользу беззащитной крестьянки. Но вместо того, чтобы разобраться в убийстве и поспособствовать освобождению Марьи, «величайшие умы современности» заводят долгий и нудный спор о реформах, судьбах простого народа и государства российского, собственности на землю и основах духовности. При этом каждый отстаивает свою правду.

В основе этой полемики – подлинные эпистолярные диалоги Толстого и Столыпина, которые драматург Ольга Михайлова соединила с вымышленным расследованием убийства в Пензе. В реальной жизни Лев Николаевич и Петр Аркадьевич никогда не встречались, а в пьесе они ведут беседу очно. У режиссера Никиты Рака исторические личности еще и выпивают, обнимаются, пританцовывают, спорят чуть ли не до рукоприкладства. Толстой местами напоминает Ленина в его знаменитом выступлении на броневике. По большей части важный поединок двух умов выглядит комично, на фоне этого несколько теряется серьезность философских размышлений о судьбах России.

Пока Столыпин и Толстой выясняют, «кто виноват?» и «что делать?», важнее милосердие или справедливость, они напрочь забывают о крестьянке Крюковой. Весь их спор о глобальном приводит к тому, что они не могут решить частное – помочь одному-единственному человеку. Обвиняемая, так и не дождавшись суда, кончает жизнь самоубийством. Такая вот драма бездействия.

Рефреном по ходу спектакля звучит композиция Ника Кейва The Weeping Song (дословно – «плачущая песня»), которая характеризует не только конкретно происходящие на сцене события, но и всю царскую Россию, а может, даже и современную. На нее в финале словно накладывается «русскоязычная версия» – остросоциальная песня Монеточки «Гори, гори, гори» (2019), в которой, как и сто лет назад, указывается на проблемы в стране и отсутствие какой-либо инициативы для их решения.

Режиссер Никита Рак признался, что ему интересно, как эту работу оценит публика и какую мысль вынесет.

– Мне очень любопытно, как спектакль воспримут зрители, у меня давно не было такого ощущения, как сейчас. Когда мы начинали репетировать, мне казалось, я понимаю, о чем ставлю. А за репетиционный период – это почти два месяца – все настолько изменилось, что стало ничего не понятно. Конечно, это спектакль о невыносимости русской жизни и в то же время о ее красоте. Образ берез, которые там рубят, – это и страшный лес, и образ долгой русской зимы, которая, как иногда кажется, никогда не закончится. Вместе с тем там есть оптимизм: надежда на то, что весна все равно придет, березы расцветут и будут как на картинах Куинджи, а все люди будут счастливы. Но где и когда это произойдет, никто не знает. Жанр постановки – однозначно детектив. Не люблю, когда жанр определяется двумя понятиями – например, «притча и философская драма», – мне всегда кажется, что это режиссерская графомания. А если пишут «философская притча», вообще можно застрелиться. У нас чистый детектив, в который вплетен спор реальных исторических фигур. Спора этого никогда не было – это фантазия автора. На мой взгляд, получился такой спектакль-сновидение о России. Я даже хотел его назвать «Зимний сон», но потом вспомнил, что это песня Алсу.
Никита Рак
режиссер-постановщик

По словам постановщика, ввиду небольшого числа действующих лиц роли он распределил сразу. Марьей Крюковой видел только Екатерину Марсальскую. В ремарках пьесы указано, что главная героиня – красавица, а под этот образ и возраст подходила только она.

– Исторических персонажей играют Антон Тимофеев и Денис Кулиничев. Они должны доносить сложный интеллектуальный текст так, чтобы зрители поняли причину этого спора. Это тоже важно, чтобы артисты умели играть интеллектуальный текст и при этом он легко звучал. Не изображать умных, а именно играть, – пояснил Никита Рак.

Перед актерами не стояло задачи в точности копировать внешность персонажей. Например, у Дениса Кулиничева от Толстого только лохматая борода. Антон Тимофеев больше похож на Столыпина за счет усов с закрученными кончиками.

– Интересный актерский опыт, ведь все знают, кто эти люди, но никто глубоко в них не всматривался. Мне было интересно узнать, какой человек Столыпин, познакомиться с его жизнью, вникнуть в его идеи, понять позицию. У него были достаточно правильные для нашей страны порывы, у которых были как сторонники, так и противники. Это было любопытное исследование, вообще совмещать исторический портрет и некую актерскую вольность всегда интересно. Хотя в нашем спектакле Толстой и Столыпин не совсем исторические фигуры – такими их представлял главный герой, – рассказал Антон Тимофеев.

Ближайшие показы спектакля «История одного преступления», на которые еще можно купить билеты, пройдут в театре драмы имени Кольцова 17 и 26 мая.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: