Профессиональный праздник работников дошкольного образования один из молодых в нашей стране. Изначально он возник как общественный, народный, но только с 27 сентября 2004 года день воспитателя начали официально отмечать во всех регионах Российской Федерации. Дата приурочена к появлению первого детского сада в Санкт-Петербурге. Он был открыт на Васильевском острове Софьей Люгебиль осенью 1863 года.
В день дошкольного работника корреспонденты РИА «Воронеж» встретились с педагогом, который всю жизнь посвятил воспитанию детей.
Читайте сказки!
В трудовой книжке Татьяны Яковлевны Сорокиной всего одно место работы - воронежский детский сад №66. Единственное, что там менялось, – должности. Сперва она была нянечкой, а спустя несколько лет, после того как закончила педагогическое училище – стала воспитателем. Родной детсад во всех смыслах слова стал для нее вторым домом, из которого она не ушла даже в лихие 90-тые, когда финансирование дошкольной сферы было критическим.
- В 66-ой детский сад я пришла сразу после окончания школы - в 1978 году, работала няней, а с 1984 года перешла на должность воспитателя. Так что получается этот год у меня юбилейный - 30 лет воспитательского стажа,- улыбаясь, рассказывает наша героиня.
Мы беседуем с Татьяной Яковлевной во время дневного сна ее воспитанников. На интервью она пришла с книгой в руках. Спрашиваем, как она предпочитает убаюкивать свою детвору.
- Старой проверенной детской классикой: русскими народными сказками, Пушкиным, а еще «Волшебника Изумрудного города» очень люблю. Я эту книгу уже наизусть знаю, еще своему сыну перед сном рассказывала о приключениях Элли и ее друзей.
- Почему вы решили стать воспитателем?
- Я с детства любила заниматься с соседскими детьми, учила их, играла вместе с малышней. Мне нравилось с ними возиться, а потом эта любовь к детям переросла в любимую профессию.
Общайтесь с детьми!
- Вы помните свой первый день в качестве воспитателя? Наверное, это очень волнительно было...
- Еще бы. Представьте, что вам чуть больше 20 лет, и вы становитесь ответственным за 30 незнакомых вам детей. Ты смотришь на них и не знаешь, примут ли они тебя, понравишься ли ты им, будут ли слушаться. Но, слава Богу, дети мне всегда доставались замечательные.
- Часто можно услышать от воспитателей и учителей, что нынешние дети очень агрессивные и жестокие, что запросто могут обидеть, оскорбить старшего. Вам приходилось сталкиваться с такими реалиями современной жизни?
- Да, к сожалению, такое сейчас есть, но мне, наверное, везет, в моей нынешней группе таких детей нет, они все как на подбор хорошие. А то, что дети агрессивные, так это не их вина. Вы посмотрите на то, как устроен их быт. Они приходят домой и что первым делом делают? Не куклы с машинками достают из коробки, а включают телевизор и компьютер, планшеты и телефоны. И как раз от этой электроники наши дети очень сильно устают, нервная система перевозбуждается. Понятно, что родителям проще всего поручить воспитание своего ребенка телевизору, но так не должно быть. Нужно общаться с детьми, укладывая спать, не включать аудиосказку, а самому ее рассказать, ведь малышу очень важно, засыпая, слышать голос мамы или папы, а не какого-то чужого дяди.
Не сюсюкайтесь!
- А как вы считаете, стоит ли с ребенком с первых лет жизни разговаривать на равных?
- Конечно, я не сторонник сюсюканья. Дети сейчас все налету схватывают. Если они задают вопросы, то нужно отвечать не образно, а конкретно, но доступным языком.
- Вашим первым воспитанникам сейчас уже за 30. Видите кого-то из них?
- Да, вот, например, одна моя воспитанница привела недавно к нам в сад своего ребеночка. Она, кстати, почти не изменилась за 30 лет, я ее сразу узнала.
- Говорят, работа с детьми помогает не стареть душой. Вы согласны с этим?
- Еще как! Мне до сих пор в душе 20 с небольшим! А как тут стареть, если сегодня ты с детьми на занятиях по хореографии танцуешь, а завтра гимнастикой занимаешься. А этим летом мне вообще пришлось в Карабаса-Барабаса перевоплотиться для спектакля.
- Чтобы вы хотели пожелать своим коллегам в ваш профессиональный праздник?
- Конечно, в первую очередь, здоровья, терпения и взаимопонимания с родителями воспитанников. А еще хочу, чтобы в детские сады не боялись идти молодые воспитатели. К счастью, у нас с молодежью проблем нет. Взять хотя бы мою напарницу по группе Елену Савилову, она у нас всего второй год работает, но я вижу, как ей нравится ее профессия, как она старается придумать интересное занятие для детей, ищет к ним новые подходы. Одним словом, я очень рада, что мне досталась такая напарница.
Сейчас в Воронеже функционируют 169 детских садов, в них около восьми тысяч сотрудников, более трех тысяч из них - это воспитатели и педагоги.