Часть окружной дороги, ведущая от Юго-Западного кладбища в сторону Северного микрорайона, – один из самых непонятных для начинающих и не знакомых с особенностями местного движения водителей участков объездного пути вокруг Воронежа. Одна из его основных проблем – отсутствие понятной или хотя бы видимой разметки в течение большей части года.
Что происходит на дороге
Улица Холмистая не только является частью системы дорог, используемых для объезда Воронежа (в частности, через нее проходит кратчайший путь от Курской трассы к федеральной магистрали «Дон»), но и связывает два крупных «спальных» микрорайона - Северный и Юго-Западный. Нередки здесь и пробки – по данным сервисов Яндекса они возникают перед развязкой на ул. 9 Января в основном во второй половине дня, главным образом, с 15.00 до 20.00 в будние дни. Однако основная беда этой дороги – не заторы, а ДТП, возникающие в месте, где магистральная дорога с тремя полосами движения в каждом направлении и разделительным газоном посередине переходит в дорогу с двусторонним движением и трудно определяемым количеством полос. Автомобилисты вынуждены резко менять стиль вождения, когда вместо трех полос одностороннего движения они попадают на «полутораполосную» двустороннюю дорогу.
– Очень опасный участок – широкая дорога с тремя полосами вдруг сужается без всяких предупреждений до двух. Было одностороннее движение – стало двустороннее. По сути, ты вылетаешь «на встречку», сам того не желая. Я проезжаю это место грамотно, потому что хорошо его знаю. А вот человек, который в области проездом или просто никогда на этом участке раньше не бывал, сильно рискует. Ночью здесь ехать вообще опасно – разметку увидеть просто невозможно, – рассказал корреспонденту РИА «Воронеж» водитель Игорь Полозюков, которому нередко приходится пользоваться непонятным участком.
Ситуацию усугубляет то, что разметку в этом месте трудно разглядеть даже днем. Она явно наносилась давно – вытертая краска почти неразличима на асфальте. Водители из левого ряда то и дело вынуждены резко сбрасывать скорость, замечая неожиданно появляющуюся встречную полосу. Если такое происходит в моменты, когда движение особенно интенсивно, вероятность аварии резко повышается. Машины автомобилистов, оказавшихся здесь впервые или решивших опередить попутный транспорт, двигающийся в правой полосе, начинают перестраиваться направо в надежде, что их пустят в и без того плотный поток машин. В ожидании «окна» водители могут проехать несколько десятков метров фактически по встречной полосе. А по ней уже движутся автомобили от развязки на улице 9 Января, что еще более затрудняет движение на этом проблемном участке.
Комментарий эксперта
Николай Киселев, председатель Воронежского отделения межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов»:
Проблемы
Давайте взглянем на ситуацию глазами человека, впервые едущего по этой дороге (как, впрочем, и должны делать организаторы движения), допустим, из Синих Липягов в Москву. Какую информацию получает водитель перед перекрестком? Он видит знак 2.1 «Главная дорога» и табличку 8.13 «Направление главной дороги», информирующей о примыкании второстепенной дороги слева и незначительном изменении направления главной дороги (вправо). Следом стоит указатель расстояния до Москвы - 513 км.
Вроде бы, ничто не предвещает беды. Нет даже намека на предстоящее изменение количества полос, по которым разрешено движение. Водитель спокойно едет мимо Юго-Западного кладбища в крайнем левом (и даже среднем) ряду трехполосной проезжей части, лишний раз убеждается в том, что он на главной дороге, немного отклоняющейся вправо, и неожиданно оказывается на полосе встречного движения!
Воронежцы, часто использующие эту дорогу, и опытные дальнобойщики этот подвох знают и заблаговременно перестраиваются поправее. Многие научены негативным опытом других водителей, некоторые приобрели собственный, довольно горький.
Тем, кто проскочил перекресток, тоже нелегче: им предстоит определить: две, три или четыре полосы движения имеет дальнейшая дорога? Если разметки нет, то чаще едут по трем полосам, причем средняя полоса попеременно используется для движения в обоих направлениях, иногда - и по четырем. Если наносят разметку, то получается две полосы - по одной в каждую сторону. Но вот беда: по нормам на такой дороге ширина полосы не должна быть более 3,5 метров, а получается по 5 метров! В результате водители начинают «щемиться» в два ряда на одной полосе: при опережении цепляются боками с попутными автомобилями и находятся на грани лобового столкновения со встречными. Такая схема организации движения не делает чести ее авторам.
Справедливости ради следует отметить, что разметка на данном участке действительно наносится. Но в течение года видеть ее удается не более двух-трех месяцев и то – летом. К тому же то, что «нарисовано», не соответствует требованиям ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 50597-93.
Статья 12 Федерального Закона от 10.12.1995 №196-ФЗ (ред. от 26.04.2013) «О безопасности дорожного движения» устанавливает, что соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
А обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Поразительно, но буквально в паре километров от этого неспокойного участка находится региональное управления ГИБДД, и его сотрудники регулярно ездят по улице Холмистой! Неужели никому нет дела до этой западни? Или никто из должностных лиц автоинспекции или муниципалитета не может задокументировать нарушения в организации движения?
Предложения
- установить на описываемом участке дороги соответствующие предупреждающие дорожные знаки и знаки особых предписаний;
- грамотно и в полном объеме нанести горизонтальную разметку (в том числе 1.7);
-сделать нормальные обочины;
- в ближайшей перспективе: уширить на 1-1,5 метра с каждой стороны участок двустороннего движения (от перекрёстка до АЗС «Исток») и сделать на дороге по две полноценные полосы для движения в каждом направлении.
Реакция муниципального управления транспорта
По указанной проблеме управление транспорта в 2011-2012 годах направляло свои предложения для включения мероприятий по расширению участка автодороги. Осуществление дорожных работ предполагалось в рамках реконструкции улицы Героев Сибиряков, однако в связи с дефицитом бюджетных средств до настоя щего времени мероприятия не реализованы.
В целях улучшения организации дорожного движения, 27 ноября с выездом на место сотрудниками отдела развития дорожного движения и транспортных магистралей городского округа и муниципального бюджетного учреждения городского округа «Специализированная монтажно-эксплуатационная служба» (МБУ «СМЭС») принято решение об установке дорожных знаков особых предписаний «Направление движения по полосам» на участке улицы Холмистой по направлению к улице 9 Января.
Дорожные знаки будут установлены силами МБУ «СМЭС» до 30 ноября 2013 года.
Управление дорожного хозяйства сообщает, что в следующем году на данном участке дороги планируется проведение аварийно-восстановительного ремонта, нанесение разметки термопластиком, укрепление обочин.