Странное сочетание светофоров и «зебры», о котором мы рассказали в предыдущем выпуске рубрике «Дорожная среда», не единственная проблема организации пешеходных переходов в Воронеже. Опасность на дороге провоцируют и переходы, находящиеся рядом с остановками общественного транспорта. Типичной для Воронежа является ситуация, когда разметка провоцирует пешеходов нарушать известное с детства правило – обходить остановившийся автобус сзади. Один из таких рисковых переходов расположен на остановке «Магазин “Колос”» рядом с парком «Танаис» в Советском районе.
Что происходит на дороге
Остановка общественного транспорта, расположенная недалеко от пересечения улицы Южно-Моравской и Героев Сибиряков, таит неприятный сюрприз для водителей, направляющихся из Юго-Западного микрорайона в сторону центра. Автобусы и троллейбусы останавливаются рядом с павильоном, расположенным прямо перед пешеходным переходом. В результате автомобилисты просто не видят пешеходов, намеревающихся перейти дорогу по «зебре». В похожей ситуации оказываются и пассажиры, которым обзор перегораживает автобус или троллейбус, из которого они только что вышли.
В результате и водителям, и пешеходам приходится вырабатывать свои собственные правила, чтобы избежать неприятностей.
– Переход, фактически совмещенный с остановкой, привычное для города дело. И очень жаль, что привычное. Останавливаешься, высаживаешь пассажиров, а они тут же переходят дорогу прямо перед тобой. А еще через пару десятков метров – перекресток. На этом участке пути можно потерять много времени, – посетовал в беседе с журналистом РИА «Воронеж» водитель маршрутного «ПАЗа» по имени Виктор.
– У меня есть правило: если я вижу автобус, остановившийся перед пешеходным переходом, то всегда смотрю вправо и вниз – под его передние колеса. Только так можно определить, появится ли сейчас кто-нибудь прямо перед тобой, или нет. Тем более, что остановок с «неправильным» переходом перед автобусом в городе немало. В таких ситуациях всегда лучше перестраховаться и притормозить, даже если сзади начнут «бибикать», - считает автомобилист Олег.
Сами пешеходы предлагают решить проблему радикально: перенести остановку или поставить светофор.
– В этом месте пешеходный переход должен быть регулируемым. Здесь утром и вечером очень оживленное движение. В 15 метрах от перехода находится перекресток, и многие выезжают сюда с окружной, это очень солидный поток машин. Если бы был светофор для пешеходов, было бы понятно, когда можно идти, а когда нет, – уверена местная жительница Ксения.
– Здесь довольно страшно переходить дорогу, когда останавливаются автобусы. Светофора нет, и ты идешь перед автобусом, когда слева из-за него вылетают машины. Мне кажется, что остановки и переходы нужно «растащить», – вторит ей еще одна жительница микрорайона Светлана Михайловна.
Примечательно, что автомобилисты, едущие по улице Южно-Моравской во встречном направлении, находятся в гораздо более комфортном положении. После недавней реконструкции рядом с остановкой напротив появился заездной карман, а переход расположен так, что и выходящие из общественного транспорта пассажиры, и водители видят друг друга.
Комментарий эксперта
Николай Киселев, председатель Воронежского отделения межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов»:
– Опасность такого размещения состоит в том, что ни водитель, ни пешеход не видят друг друга до последнего момента. А когда увидят, то зачастую у водителя отсутствует техническая возможность предотвратить наезд. В любом случае, виновным в ДТП будет признан либо водитель, либо пешеход.
При подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу водители должны руководствоваться п.14.1 ПДД РФ, то есть снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода.
Согласно п.14.2 ПДД РФ, если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или замедлило движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам, могут продолжать движение лишь убедившись, что перед указанным транспортным средством нет пешеходов. Получается, что лучше стоять вместе с троллейбусом… Однако это неминуемо повлечет создание пробки и нервное «бибиканье» сзади стоящих…
К пешеходам Правила дорожного движения тоже предъявляют жесткие требования: им разрешается выходить на проезжую часть только после того, как они оценят расстояние до приближающихся транспортных средств и их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. Однако попробуйте оценить, если ничего не видно, пока не высунешь нос из-за троллейбуса или автобуса!
В принципе, при таких формулировках Правил найти виновного участника движения не составит большого труда. Но виноватых не пришлось бы искать, если бы выполнялись требования государственных и отраслевых стандартов к порядку размещения пешеходных переходов на остановках.
Пешеходный переход размещают между автобусными остановками перед посадочными площадками по ходу движения. Именно при таком расположении обеспечивается максимальная безопасность пешеходов и пропускная способность дороги. Кстати, не зря в детских садах раньше учили обходить стоящий автобус сзади! Воспитатели знали, что именно там находится пешеходный переход!
Еще организаторам движения надо знать и помнить о необходимости обеспечения видимости пешеходов водителями с расстояния не менее 50 метров, а транспортных средств пешеходами уже за 10 метров до выхода на проезжую часть!
Реакция муниципального управления транспорта
Организация указанного пешеходного перехода управлением транспорта ранее не рассматривалась и не согласовывалась.
Данный пешеходный переход организован на четырехполосном участке дороги в месте притяжения и концентрации пешеходных потоков с обустройством подходов.
Расположение мест остановочных пунктов городского пассажирского транспорта «Парк «Танаис»», обозначенных дорожными знаками 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», соответствуют нормативным требованиям.
В соответствии с Правилами дорожного движения РФ водители автобусов и троллейбусов обязаны осуществлять остановку транспортных средств, посадку-высадку пассажиров в местах, обозначенных дорожным знаком 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса». При соблюдении указанных требований, видимость обозначенного пешеходного перехода при движении в центр города обзор является достаточным.
В связи с вышеизложенным, а также учитывая то, что водители автобусов и троллейбусов обязаны осуществлять остановку транспортных средств у дорожного знака 5.16, а не у павильона, установленного на остановочной площадке, существующая организация дорожного движения соответствует нормативной.
В то же время, в целях повышения безопасности дорожного движения на рассматриваемом участке дороги, совместно с представителями ГИБДД будет проработан вопрос о возможности ликвидации существующего нерегулируемого пешеходного перехода и организации регулируемого пешеходного перехода на перекрестке улиц Южно–Моравская - Героев Сибиряков.